Иерихонские трубы
Знакомая ситуация – на светофоре останавливаются два автомобиля, из которых раздается бьющее по ушам окружающих бумц-бумц-бумц. Водители начинают крутить ручки громкости, соревнуясь, у кого звонче играет. В конце концов грохот перерастает в сплошной гул.
Настоящие же знатоки автозвука выясняют отношения только на специальных соревнованиях. О том, как это происходит, нам рассказали постоянные участники этапов чемпионата «ЕММА – Россия» Андрей Дитрих и Василий Мишуков.
– В 2004 году впервые выехали на оренбургский автодром и заняли там первое место в классе «Частичное подключение от головного устройства и частичное от выносных усилителей мощности», – говорит Андрей. – Захотелось чего-то большего. И мы стали участниками соревнований, проводимых под эгидой федерации «ЕММА – Россия». Профессионалами себя не считаем, мы скорее новички. И это не ложная скромность, просто есть такие вещи, до которых нам очень далеко. Тем не менее мы достаточно известны в определенных кругах, нас хорошо знают судьи и постоянные участники этапов чемпионата федерации ЕММА. Выступаем в классе «Звуковое давление» (ESPL 1 woofer – один 10-дюймовый сабвуфер).
– Создавали машину вместе и даже на награждение всегда выходим вместе, – добавляет Василий. – Доходило до курьезов. Однажды судья объявил: «Для вручения медали на подиум вызывается Андрей Дитрих». Автомобиль зарегистрирован на его имя, а вышли мы вдвоем. Тогда судья сказал, показывая на нас: «Это, наверное, Андрей, а это Дитрих».
А судьи кто?
Все судьи на профессиональных соревнованиях имеют специальные дипломы и регулярно проходят тренинги. Чтобы получить диплом, недостаточно быть просто классным специалистомустановщиком. Необходимо хотя бы года тричетыре, участвуя в серьезных соревнованиях, занимать призовые места. После этого можно стать кандидатом в судьи, то есть ассистентом, если можно так выразиться. И только после того, как проведете в этом качестве несколько соревнований, доказав, что имеете представление о том, каким именно должен быть профессиональный звук, можете получить диплом.
Тренинги у судей проходят так. Выбирается лучшая российская машина и отправляется европейским специалистам ЕММА. Там ее оценивают и присылают замечания по качеству звука и установки. Затем за оценку берутся наши судьи. Замечания европейцев считаются как бы эталоном, и тот, чье мнение не совпадает с мнением мэтров, должен «еще подучиться».
Питерский эталон
В Европе собирается коллегия главных судей, которые отбирают в каждом сезоне эталонную машину. Оценивают инсталляцию (качество установки). Оценка коллегии считается эталонной. Затем все судьи разъезжаются по своим странам. Мнение европейской коллегии доносится сначала, скажем, до коллегии главных судей России, затем до штатных судей по регионам, с которыми проводятся тренинги. В результате вся оценка производится по одному образцу в соответствии с едиными правилами.
Кстати, россияне здорово выступают на европейских соревнованиях. Например, в позапрошлом году питерцы собрали почти все первые места, а их Porsche Cayenne, ставший чемпионом 2006 года, в этом сезоне признан эталоном.
Дело техники
Для оценки качества и количества звука отводится специальная площадка, расположенная там, где не мешают посторонние шумы, потому что, когда судьи слушают машину, музыка звучит достаточно тихо. Существует три уровня громкости: очень тихая, средняя и умеренно высокая. При этом умеренно высокая громкость составляет всего 90 децибел. Кстати, судьи не имеют права обсуждать недостатки с участниками. Все замечания заносятся в протокол, и только после соревнований каждому объясняют его ошибки, которые он должен исправить к следующему этапу чемпионата.
– На прошедшем недавно этапе чемпионата «ЕММА – Россия» мы получили максимальное количество баллов (48 из 50), – вспоминает Василий Мишуков, – но такую оценку мы набрали только к финалу, потому что на каждом этапе у нас находили какие-то недочеты, которые приходилось исправлять к следующему. Мало приехать и всех победить на одном этапе. Для того чтобы попасть в финал, нужно пройти все его стадии и набрать необходимое количество баллов.
В классе «Звуковое давление», в котором мы участвуем, нет разделения на новичков, любителей и профессионалов. Здесь соревнуются и спортсмены-одиночки, и профессиональные установочные центры. Все на равных условиях. И если мы у кого-то выиграли, значит, или у него хуже инсталляция, или хуже «давит», или что-то не так сделал. Все достаточно прозрачно. Отсудили тебе инсталляцию – едешь на замер. Установили прибор – твердотельный датчик, прибавляешь громкость, насколько считаешь нужным.
Замеряют звуковое давление именно в том месте, где находится водитель, причем два раза по 30 секунд: один раз с открытыми дверями и второй – с закрытыми. Потому что при открытых дверях внутри автомобиля давление должно, естественно, снижаться. Но при правильной установке акустики давление в машине с открытыми дверями должно быть больше или, как минимум, равняться тому, что выдает система при закрытых дверях.
Правилами предусмотрена возможность исправления ошибки, если участник в состоянии устранить ее за 2–5 минут. Не успел – получаешь ноль баллов. Опоздание к началу соревнований, грязная машина влекут за собой суровые санкции. Штраф 10 баллов – это очень много. Бывает, что до первого места не хватает всего 0,1–0,2 балла.
– Очень обидно, по себе знаем. Однажды уступили победителю всего полбалла. Кроме звукового давления, соревнуются и в других номинациях: «Качество звука», «Мультимедиа» и «ЕММА-рейсинг». Последняя номинация самая зрелищная, здесь оценивается не только звук, но и внешний вид автомобиля и водительское мастерство участника. Причем все эти составляющие оцениваются отдельно и одинаково влияют на итоговый балл.
Безопасность превыше всего
Автомобиль – средство повышенной опасности. Поэтому очень большое внимание при оценке судьи уделяют тому, как уложена проводка. Неправильно уложенный провод может перетереться, дать искру, что приведет к воспламенению. А на осмотре стоят, как правило, очень плотно от 200 до 300 машин, загорится одна – огонь легко перекинется на соседние. Так что, если у вас даже самый хороший звук, но не закреплена должным образом проводка, нет предохранителей, сечение проводов не соответствует правилам, могут начислить столько штрафных баллов, что все надежды на победу рухнут.
Не в деньгах счастье
– Необязательно вкладывать огромные деньги, – делится опытом Андрей, – есть два-три бренда с хорошим соотношением ценакачество. Мы выступаем в классе, в котором люди устанавливают аппаратуру ценой 100–150 тысяч рублей. У нас стоит вариант стоимостью 32 тысячи. Просто нужно грамотно относиться к инсталляции, к фазировке и т.д. Должна быть правильно подобрана проводка, большое значение имеет сечение силового провода. Только на этот элемент расходы составляют 8–10 тысяч рублей. Кроме того, это огромные затраты сил и времени. Взять хотя бы момент настройки и подбора направления излучателей, когда ездишь день-два с высокочастотниками, закрепленными на пластилине, затем со среднечастотниками и с мидбасами – слушаешь. Несколько дней нужно только для того, чтобы определить, что и под каким углом должно стоять, и лишь потом начинаешь изготавливать подиумы.
Но Андрея и Василия эти трудности не пугают. Наверное, поэтому им и удается заявлять о своем мастерстве на всю Россию.