Обойдемся без ГАИ

Обойдемся без ГАИ

Событие, о котором так долго мечтали российские автомобилисты, скоро свершится: правительство направило в Госдуму проект дополнений к Закону об ОСАГО. Если депутаты примут предложенные поправки (перед выборами народные избранники вряд ли рискнут завернуть долгожданный проект), в следующем году можно будет не вызывать на место аварии инспекторов ГИБДД при условии, что в ДТП пострадало не более двух транспортных средств, ущерб от аварии не превысил 25 тысяч рублей (по предварительной оценке) и участники происшествия согласны в оценке обстоятельств столкновения.

Все это было

Справедливости ради надо заметить, что оформить ДТП без участия сотрудника милиции можно и сейчас. В п.2.6 ПДД сказано: «Если в результате ДТП нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост ДПС для оформления происшествия». В некоторых российских регионах местные органы власти, заручившись поддержкой ГИБДД, дали добро на практическое использование этого пункта и разрешили водителям самостоятельно составлять схему ДТП. На практике это выглядит следующим образом: при столкновении водители по телефону сообщают дежурному ГИБДД об аварии и о том, каков ущерб. Если повреждения незначительны, им предлагают самостоятельно составить схему и приехать с ней в Госавтоинспекцию, где и оформляются все остальные документы.

В нашей губернии даже в случае незначительных повреждений водители предпочитают несколько часов ждать сотрудников ГАИ. Связано это с тем, что многие страховые компании доверяют только схемам, составленным инспекторами ДПС, и отказывают в выплатах «самовольщикам». Дескать, упрощение процедуры оформления аварии развязывает руки мошенникам. Бороться с ними помогла бы единая база данных с фамилиями участников ДТП, обращавшихся за получением страховой суммы. Пока такой базы нет, но к концу года она должна появиться, и тогда вычислить клиентов, подозрительно часто попадающих в аварию, будет несложно.

Однако есть еще одна большая проблема – правовая неграмотность населения. Наши водители не умеют правильно составлять карту аварии. Этому нужно учить в автошколах. Но можно освоить сию науку и самостоятельно, дело-то несложное.

С чего начать

На лист бумаги наносится схема дороги, где произошло ДТП, указывается название улиц и номера ближайших домов (если авария произошла в населенном пункте). Отмечается местонахождение ТС после столкновения, стрелками указывается траектория движения каждого из них. Затем измеряется ширина проезжей части на месте аварии; если нет рулетки, расстояние можно указать в шагах. Таким же способом измеряется тормозной путь (если таковой имеется). Обязательно следует описать состояние проезжей части: мокрый асфальт, или лед, или снег, или песок, или грунт и т.д.

В схеме обозначается расстояние между каждым ТС и краем дороги (замеры делаются от центра переднего и заднего колес). На этом же листе бумаги участники ДТП пишут свои фамилии, указывают государственные регистрационные знаки своих ТС и ставят подписи. Хорошо бы сделать с разных точек несколько снимков места аварии, если есть фотоаппарат. Вот и все.

По словам инспекторов ДПС, регулярно выезжающих на место ДТП, обычно сложности возникают при определении края проезжей части. Далеко не на всех дорогах есть бордюры. В такой ситуации следует делать привязку к линии, где заканчивается асфальт, а если его нет, то к расположенным вдоль дороги столбам, дорожным знакам, постройкам и т.п. Зимой краем дороги считается снежный бруствер.

И последнее. Хотя правилами и допускается измерение расстояния шагами, лучше все-таки всегда иметь в бардачке рулетку. Стоит она копейки, а пользу может принести большую. Порой десяток сантиметров меняет всю картину аварии и превращает виновного в потерпевшего.

Без бюрократии

В правительстве уже работают над вариантом, который позволит участникам аварии при незначительных повреждениях вообще не составлять никаких схем. Для этого надо четко разграничить серьезные повреждения и несерьезные. Хочется надеяться, что исполнительная власть успеет разработать и ввести упрощенный – без участия сотрудников милиции в оформлении документов – порядок получениястраховых выплат по ОСАГО если не в следующем году, то хотя бы в первом десятилетии нового века.

Подпишитесь на «За рулем» в