Не трамвай, объедет!
Вспомнив, как ездят шоферы развозных фургонов в Германии, понимаешь, зачем им нужна рулежка по-спортивному. Дело в том, что в цивилизованных странах не принято плестись перед вереницей легковушек, задерживая людей, – тамошняя дорожная этика не знает оправданий типа «Не видишь, я груженый?» или «Смену за рулем отпахал – еду на базу, расслабившись». Там даже фуры почти не сбавляют хода в поворотах, а уж малотоннажки, похоже, всегда носятся только на полном газу. Поэтому техническая возможность объехать внезапно возникшую помеху на дороге для них крайне важна. Еще в 2003 году Sprinter стал первым грузовиком с системой стабилизации в базовом оснащении, но это были только «цветочки». Адаптивная ESP последнего поколения потрясает интеллектом – она явно умнее и сложнее систем легковых Mercedes-Benz. Целый взвод датчиков, измеряющих разнонаправленные ускорения, помогает компьютеру точно определять координаты центра масс автомобиля в зависимости от загрузки. Одно дело, когда фургон равномерно и доверху набит коробками с зефиром, и совсем другое, если там в основном воздух, но в заднем левом углу лежит 50-киловаттный электродвигатель для башенного крана. Соответственно, по-разному будут реагировать входящие в ESP подсистемы RMI, ROM и USC, воздействующие на подачу топлива в двигателе и тормоза каждого из колес.
Приглушенно заворчав дизелем, Sprinter заметался по «змейке» – только успевай перекладывать руль. А баранка-то немаленькая – руками машешь, словно бабочка крыльями. Действительно, чувствуется, что электроника слегка «душит» мотор – на прямой при таком же нажиме на газ машина заметно резвей. Поняв, что превысил скорость и в очередной интервал между конусами уже не вписываюсь, давлю на тормоз, причем намеренно стараясь «на юз». Не вышло: даже с вывернутыми колесами Mercedes не пошел боком – ABS отозвалась пульсацией педали, и машина занырнула в желанный коридор. Разворачиваясь в конце прямой, я все же отдавал себе отчет, что «легковое» поведение фургона высотой 2,8 метра имеет свои пределы, и, закрутив руль до упора на достаточно высокой скорости, я без труда положу набок даже порожний Sprinter. Так что техника пусть и на грани фантастики, а голова на плечах у шофера быть должна. Не случайно в той же Европе избалованные профилированными дорогами и электронными помощниками дальнобойщики частенько «делают уши» на съездах с автобанов.
А теперь конкретика. Естественно, Sprinter, как и любой коммерческий автомобиль, надо заказывать, виртуально собрав его из подходящих вашему бизнесу компонентов. Модификаций, чисто математически, может быть свыше тысячи. Вы выбираете колесную базу – три варианта, длину кузова – из четырех на выбор и высоту – есть три вида крыш. Соответственно варьируются полезный объем фургона – от 7,5 до 17 кубометров и грузоподъемность – от 1 до 2,7 тонны. А можно и просто заказать шасси, приспособив к нему специальный (например, изотермический) кузов. Таким образом, в рамках одной модели получается две линейки модификаций автомобилей категории В – полной массой 3 и 3,5 тонны – и еще две, массой 4,6 и 5 тонн, относятся к категории С. Не считая пассажирских, подпадающих под категории В или D. Но в любом случае, заплатив в полтора раза больше, чем за Ford Transit в сходном исполнении, вы получите престижную звезду на решетку радиатора и достойное оснащение уже в базе: 6-ступенчатую КП, упомянутую Adaptive ESP, центральный замок, электростеклоподъемники. Про подушку безопасности водителя и дисковые тормоза по кругу и говорить нечего – Mercedes все-таки… Жаль только, что нет в семействе полноприводных версий, лучше подходящих для русской зимы. С задним приводом по свежевыпавшему снегу или гололеду хорошо идти груженым. А порожняком порой достаточно небольшой ямки, поймавшей переднее колесо, и без буксира не выбраться.