Одумайтесь, взрослые!

Одумайтесь, взрослые!

Страшное словосочетание – «детский дорожно-транспортный травматизм». Вина за травмы, полученные ребенком на дороге, лежит прежде всего на взрослых. Тех, кто не думает ни о своей ответственности, ни о соблюдении правил дорожного движения, да и вообще ни о чем не думает.

Этой тревожной проблеме был посвящен брифинг УГИБДД РТ. Последние шесть лет последствия ДТП становятся все более тяжкими. Главной причиной этого начальник УГИБДД Рифкат Минниханов считает низкую культуру поведения на дорогах. А откуда взяться этой культуре? Родители дарят тинейджерам дорогие машины и покупают им права, не заставляя выучить правила дорожного движения. Это проблема всего общества, результат всеобщего попустительства. А следствие – кровь ребенка на асфальте.

Если шесть-семь лет назад доля ДТП с участием детей, случившихся по их вине, составляла около 50 процентов, то сегодня уменьшилась до трети. Это свидетельствует о том, что работа с детьми проводится достаточно эффективно. Но вот как воздействовать на водителей?

Почему родители полностью игнорируют детские удерживающие устройства и даже элементарно не пристегивают ребенка обычными ремнями? Почему мама везет в школу или в садик свое чадо и ее не беспокоит то, что оно стоит на переднем сиденье, прижавшись к ветровому стеклу? Неужели жизнь своего ребенка дешевле детского кресла?

Страшная статистика: с 1 января по 24 июня этого года в Республике Татарстан погибли 20 детей: четверо – по своей вине (переходили дорогу не по правилам или иным причинам), а 16 детей – по вине взрослых. Вдумайтесь в эту цифру!

Сотрудники ГАИ даже готовы арестовывать мотоциклы в деревнях, поскольку там родители позволяют детям сесть за руль и покататься. Например, июньским вечером в селе Александровка отец разрешил сыну-девятикласснику, у которого не было водительского удостоверения, перегнать «Урал» с коляской. Мальчишка, не надевший мотошлема, погиб на глазах у отца – мотоцикл опрокинулся в кювет. За день до этого не удержался на мотоцикле «Днепр» шестиклассник Азнакаевской школы; мальчик получил множественные травмы, а его одноклассник погиб.

Эти случаи – следствие безответственности родителей. Каждый родитель, каждый взрослый должен думать о возможных последствиях своих действий. К сожалению, количество нарушений за последние четыре года выросло в полтора раза. Сегодня административные рычаги воздействия на нарушителей уже не срабатывают. Например, за одну декаду 2007 года было составлено почти 17 тысяч протоколов за непристегнутые ремни – больше, чем за весь 2006 год. Но результата нет: как не пристегивались, так и продолжают ездить без ремней. Причина? Если в Европе штраф за непристегнутый ремень в пересчете на наши деньги составляет несколько тысяч рублей, то у нас – лишь полтинник!

Если власть действительно озабочена ростом смертности и травматизма на дорогах, она должна ужесточить наказания за нарушения ПДД. Предваряя вопросы журналистов, главный госавтоинспектор Татарстана Рифкат Минниханов отметил: «Говорят, что ужесточение наказаний приведет к росту коррупции в рядах сотрудников ГАИ. Но безопасность дорожного движения и коррупция – разные вещи. Безопасность движения – это жизнь наших граждан, жизнь наших детей, а коррупция – проблема общества. Формы борьбы за безопасность дорожного движения и борьбы с коррупцией разные, и связывать их на сегодняшний день неправильно. Видимо, в чьих-то интересах не принять закон, обеспечивающий безопасность на дорогах».

Тут я отвлекусь от темы брифинга и задам читателю вопрос: а кому выгодно, чтобы ежегодно погибало более 30 тысяч россиян? Может, в думском лобби, противодействующем ужесточению наказаний за нарушения правил дорожного движения, засели вражеские агенты? Мало ли в мире спецслужб, заинтересованных в сокращении наиболее трудоспособного населения России! Шутка, конечно, но...

В школьной программе выделено недостаточно часов для изучения ПДД, поэтому в Татарстане основной упор делается сегодня на детские дошкольные учреждения. Никого не удивило, что брифинг проводился в образцово-показательном детском саду № 399 Советского района Казани. В этом садике с дошколятами работают на совесть: малыши знают основные правила дорожного движения, на дорожках разметка, зебры, дорожные знаки, создан свой отряд юных инспекторовдвижения.

Как верно заметил в конце пресс-конференции Рифкат Минниханов, как бы ни старались воспитатели внушить ребенку, что на дороге надо соблюдать правила, всего лишь одна поездка с родителем, который, не пристегнувшись сам, усаживает отпрыска прямо на переднее сиденье и проезжает на красный свет, всего лишь один переход дороги в неположенном месте за руку с безалаберным родителем сведут на нет все усилия педагогов. Такова особенность психологии маленького человека: он невольно следует родительскому примеру.

Подпишитесь на «За рулем» в