4300 километров
Часть 1 Приморский край
Первый день моего отпуска 18 июня. Дела на работе завершены, микробус (Toyota Town Ace Noah) укомплектован и ухожен: заменены бронепровода, отрегулированы торсионы, на задние пружины установлены межвитковые проставки от отечественного автопрома (авто стало на 5 сантиметров выше), свежее масло в двигателе, «автомате», раздатке и мостах, приобретена еще одна запаска, налита вода в стеклоомыватель). Впереди только дорога, дорога и еще раз дорога...
Ехали мы семьей. То есть я и моя супруга Татьяна. Изначальный маршрут был таков: Артем – Хабаровск – Талакан – Зея – Благовещенск – Хабаровск – Артем. Остановки у родственников. Собственно, это и было целью поездки – навестить родню.
Стартовали около восьми утра из Артема, по пути заскочили в Уссурийск, на день рождения племянницы (годик – юбилей как-никак) и дальше в путь. За Михайловкой ждала обычная для Приморья картина: туманы и морось сменились зноем и ярким палящим солнцем, температура воздуха 29°С. Красотища... По пути в Черниговке купили на редкость крупной и сладкой клубники – 350 рублей за небольшое ведерко.
Проехав полпути до Хабаровска (около 360 километров), решили встать на обед не где-нибудь, а близ курорта Шмаковка. Большинство дальнобойщиков, перегонщиков и просто автопутешественников там останавливаются. Славится это место тем, что можно набрать настоящего нарзана и поесть неплохих чебуреков (стоит это удовольствие 20 рублей за штуку).
В целом дорога до Шмаковки нормальная, если не считать 15-километрового отрезка грунтовки в районе Спасска-Дальнего. А вот за поселком Горные Ключи (Шмаковка) начался отрезок очень хорошей дороги с живописными видами.
Хабаровский край и ЕАО
Въехали в Хабаровский край около 16 часов вечера, пройдя КПП в Лучегорске. Впереди Бикин, Вяземский, Переяславка, Корфовский, Хабаровск... Жара. Мухи бьются о стекло, ощущение «жучкового дождя», не успеваем протирать ветровое стекло – омыватель не справляется. Впервые ощутил острую нехватку сетки перед радиатором, которой пользуются перегонщики.
Проезжаем Бикин, много отвратительных каменистых участков, да и вообще трасса от границы до столицы ДВФО какая-то неровная, с ямами и перепадами, машина кренится, клюет... М-да, радости мало. Приехали в Хабаровск около 19.30. Жарко, душно... Бензин дорогой: по 20,7 рубля за литр 92-го...
Заночевали у моих родителей. Утром, около девяти часов выехали в Талакан.
ЕАО и федералка
Из Хабаровска нам предстояло преодолеть путь в 550 километров до стройплощадки Бурейской ГЭС и поселка гидростроителей – Талакана.
До столицы ЕАО Биробиджана нормальная асфальтовая дорога, можно с уверенностью держать скорость 120 км/ч. Дальше, за поворотом на Биру, начинается та самая ФЕДЕРАЛКА. Именно так, прописными буквами, можно обозначить это явление. Официально-то трасса Москва – Владивосток существует, ее даже Путин открывал... Но видели бы вы ее, особенно после ливня, в который мы попали!
Итак, въехали мы в эти «биробиджанские горы» под барабанную дробь ливня. «Есть по Чуйскому тракту дорога...», – напеваю, жестоко подпрыгивая в водительском кресле...
Нет, я не говорю, что вообще нет дороги: кругом идет строительство – делают насыпи, бетонируют (Ура! По технологии начали дороги строить!), а уже потом асфальтируют. Но это лишь местами. В основном плохонькая грунтовка и скальник... с объездами, по которым ехать даже мне, на «вэдовом Ноахе», было страшновато.
После поселка Теплоозерск начался вообще какой-то пластилин (еще дождь «помог»), средняя скорость сократилась до 25–30 км/ч... И так до города Облучье – границы ЕАО и Амурской области. Здесь мы остановились: сделали пару фотографий, пообедали. «Перегоны» пролетали мимо нашего пепелаца со скоростью не менее 120 км/ч от греха подальше... Мало ли, вдруг мы гастролеры какие с оружием!
В общем, двинули дальше – на некоторое время пошла хорошая асфальтовая дорога, чередующаяся с отрезками грунта.
Вот так, через пень-колоду, добрались мы до границы ЕАО и Амурской области, которая проходит по реке Хинган. Тут немножко передохнули и обсудили ужасные дорожные условия, огромное количество перегонщиков (20% – китайский автопром, то есть автобусы и грузовики), довольно масштабные работы по строительству трассы (строители стоят целыми городками) и, главное, русские дороги теперь строят той же китайской техникой – что ни грузовик или тягач, то «китаец».
Бурея
Перевели часы на один час назад.
Началась грунтовка, ничего, сносная. Тут уже я, чего греха таить, поднажал на педальку... Если и суждено колесо пробить – значит, судьба такая. Ехали мы теперь не 40–60, а 80–110 км/ч, что в принципе для фултаймовского автомобиля очень даже приятно. Управляется на все сто! Уверенно, комфортно, безопасно.
Доехали до моста через Бурею, заправились. Кстати, бензин в Амурской области, если идти по федеральной трассе, недешевый: литр 92-го на заправочной станции НК «Альянс» в среднем 20,7 рубля.
Природа за окном мелькает совсем другая. Куда-то делись бархатные зеленые леса, и все чаще возле дорог березовые рощи, сосны и поля, поля, поля...
Внезапно грунтовка перешла в шикарный асфальт, 5 километров – и перед нами огромный монумент «Федеральная трасса Москва – Владивосток». Именно здесь президент открывал трассу.
В стороне остался Новобурейск, нам направо. Вот это я понимаю – стройка (Бурейская ГЭС)! Дорога на протяжении 50 километров из привычной лесовозно-проселочной превратилась в настоящий хайвэй: свежий ровный асфальт, четкая разметка, предупреждающие знаки – все на высшем уровне.
Заезжаем в Талакан: новые дома, новая школа, новые магазины, хорошие дороги, «свежий» автопарк – поселок живет и развивается. Вот только непонятно, почему свет для коммерсантов в этом поселке стоит аж 2,3 рубля за киловатт (ГЭС в пяти минутах езды). Опять китайцы?
Что сказать, зрелище неописуемое: махина ГЭС, мощная, красивая Бурея. Ностальгия... Ведь мне было три года, когда семья сюда переехала. Что тут было? Несколько бараков, старый «пазик», школа, детский садик и газета – то ли «Бурейский гидростроитель», то ли «Огни Буреи», где отец работал корреспондентом. В середине 90-х строительство заморозили... Поселок попросту умирал, спасались лишь подсобным хозяйством. У главного энергетика корова, четыре свиньи, огородик – нужно было жить.
Сегодня все в корне изменилось, в декабре уже планируют запустить последний, шестой по счету агрегат. На церемонию ждут президента Путина. Затем еще один крупный проект – Нижнебурейская ГЭС: более половины энергии по плану пойдет на экспорт в Китай. А уже сейчас специалистов «БуреяГЭСстроя» задействовали на возведении нефтеналивного терминала на Средней Белой, куда будет стекаться черное золото из Тайшета (нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий Океан).
Погостив в Талакане пару дней, мы двинулись дальше на север – в еще один город гидростроителей, Зею.