Цены взяли старт

Цены взяли старт

По данным Росстата, в июле каждую неделю цена на топливо росла в среднем на 0,1 процента. В денежном выражении это всего 2–3 копейки, но, как говорится, лиха беда начало. Не исключено, что уже в августе менять ценники начнут и на саратовских АЗС. В момент подготовки этого обзора самый дорогой бензин марки АИ-95 – по 19 рублей 80 копеек за литр – продавали компании ЛУКОЙЛ и «Тореко»; на АЗС «Сиданко» он на 20 копеек дешевле. Стоимость 92-го – от 18 рублей 20 копеек до 18 рублей 30 копеек. Владельцам грузового транспорта тоже не позавидуешь: литр низкооктанового АИ-80 стоил 15 рублей 10 копеек, а дизельное топливо почти на рубль дороже.

Хотим, как в Туркмении

Казалось бы, куда уж выше. И так в России, если сравнивать с другими нефтедобывающими странами, топливо самое дорогое: средняя цена литра бензина равна 77 центам, согласно опубликованным в июле данным международного агентства Washington Profile. Для сравнения: в менее богатой нефтью Венесуэле такое же количество топлива стоит всего 3 цента, в Иране – 9 центов, а в Туркменистане – 2 цента.

В пересчете на российские деньги за литр АИ-92 туркмены платят всего 50 копеек, нам же при каждом визите на заправочную станцию приходится платить больше, чем в США, где средняя цена литра бензина равна 63 центам. И это при том, что уровень средней зарплаты у россиян, как минимум, в десять раз ниже, черное золото свое, а в Штатах большей частью привозное. Тем не менее у нас уже третий год подряд в конце весны – начале лета цены на топливо устремляются вверх.

Уберите налоги

Традиционно владельцы АЗС объясняют это увеличением оптовых цен на топливо (с марта они выросли на 20 процентов). Руководители нефтяных компаний ссылаются на высокие налоги: 55–57 процентов выручки перечисляется в бюджет государства. Так что, если, мол, нужна стабильность на топливном рынке, надо снизить акциз или налог на добычу полезных ископаемых, а еще лучше и то и другое. Если пойти по этому пути, то правительству придется заморозить на нынешнем уровне зарплаты бюджетникам и пенсии старикам. А нефтяные бароны при этом продолжат покупать за рубежом дворцы и футбольные команды.

Пора и власть употребить

Такая позиция ряда владельцев нефтяных компаний наконец-то возмутилаи исполнительную власть. Премьер-министр даже обмолвился, что к совести взывать бесполезно, и пригрозил карательными мерами. Дескать, Федеральная антимонопольная служба составила перечень из трех десятков регионов, в которых замечены признаки согласованных действий нефтяных компаний по удержанию высоких цен на топливо.

Попала ли в этот черный список наша губерния, неизвестно. Но вполне возможно, ведь большая часть местного топливного рынка фактически поделена между двумя нефтяными фирмами. Ограничить аппетиты «королей бензоколонок» государство намерено при помощи недавно принятого закона «О защите конкуренции» и новой системы штрафов за картельные соглашения. И хотя после прохождения через Государственную думу этот документ стал несколько мягче по сравнению с первоначальным вариантом, санкции за ценовой сговор предусмотрены в нем гораздо более строгие, чем те, что были раньше.

Чтобы не допустить резкого роста цен на топливо, задействован еще один рычаг – повышение таможенных платежей. С 1 августа экспортная пошлина на нефть увеличилась с 200 до 230 долларов за тонну. Обнадеживает и политическая ситуация в стране. Вряд ли в преддверии думских, а затем и президентских выборов нефтяные бароны рискнут резко поднять стоимость бензина. Ведь темпы инфляции в этом году и без того превышают прогнозируемые.

А что дальше?

Лично у меня сомнений в том, что владельцы нефтяных вышек будут стремиться задирать стоимость топлива, нет. Недаром через СМИ они постоянно напоминают о том, что в странах Западной Европы бензин в полтора-два раза дороже, чем у нас. А цены в Венесуэле или той же Америке им не указ. Остается лишь надеяться, что антимонопольной службе с помощью нового закона удастся умерить их аппетиты.

Подпишитесь на «За рулем» в