Переключая скорость
С июля этого года ООО «ZF-Кама», дочерняя компания КамАЗа, выпускающая коробки передач ZF, работает в режиме промышленной сборки. Об этом сообщил генеральный директор ОАО «КамАЗ» Сергей Когогин на совещании предприятий машиностроительного комплекса Татарстана, прошедшем в Набережных Челнах. Господин Когогин объявил, что к 2010 году «ZF-Кама» станет основным комплектатором всего модельного ряда камских грузовиков и производство старых КП на мощностях ОАО «КамАЗ-Дизель» станет неактуальным.
Директор департамента планирования, координации блока развития ОАО «КамАЗ» Александр Калмыков напомнил, что в марте было подписано инвестиционное соглашение с Минэкономразвития о начале промышленной сборки КП на мощностях КамАЗа.
Согласно этому соглашению ООО «ZF-Кама» получает право на ввоз в течение семи лет импортных комплектующих КП по льготным таможенным ставкам (0–5 процентов от стоимости) при условии выполнения двух инвестобязательств: в этом году необходимо, во-первых, выйти на проектную мощность (5 тыс. КП ежегодно) и, во-вторых, довести уровень локализации производства минимум до 30 процентов.
Оба требования СП уже выполнило. Более того, как сообщил господин Калмыков, в этом году «ZF-Кама» доведет степень локализации (речь идет о картерных деталях, валах и шестернях КП) до 40 процентов, а к 2010 году – до 80 процентов.
По данным Минэкономразвития, инвестиции в проект составили 3 млн. евро, которые пошли на приобретение оборудования.
Ожидается, что экономический эффект на первом году действия соглашения составит 500 тыс. евро.
В октябре прошлого года глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил, что в истории российского автопрома «открыта новая страница»: если раньше Минэкономразвития и Минпромэнерго подписывали инвестсоглашения о строительстве заводов в России только с производителями автомобилей, то теперь намерены привлекать к сотрудничеству производителей автокомпонентов.
Трехсторонний приказ Минпромэнерго, Минэкономразвития и Минфина расширил перечень позиций, которые можно импортировать по льготным таможенным ставкам (0–5 процентов) для использования в режиме промсборки; упомянутый переченьпополнился деталями, предназначенными для производства высокотехнологичных узлов и агрегатов (двигателей, коробок передач, ведущих мостов), а также более простых компонентов (автомобильных сидений, деталей обивки салона, радиаторов, электрооборудования и др.).
Одно из требований документа: за три с половиной года с момента вступления инвестсоглашения в силу производители сложных автокомпонентов обязаны уменьшить количество ввозимых для сборки деталей на треть; при этом 10 процентов перечня импортируемых узлов и деталей должно быть сокращено в течение первых 18 месяцев.
Тактику производители компонентов выбирают сами: они могут наладить выпуск необходимых деталей в России, или начать закупать их у российских поставщиков, или продолжить импорт деталей без льгот, то есть с уплатой всех таможенных пошлин. КамАЗ, поставивший цель обновить свои грузовики, воспользовался первым способом.
Инвестсоглашение с Минэкономразвития распространяется пока на одну модель, собираемую на КамАЗе, – механическую коробку передач 16S-151, которой оснащаются самосвалы КамАЗ-6520.
«В последующем «ZF-Кама» планирует расширить продуктовый ряд, освоив еще четыре модели КП. Для этого, скорее всего, придется заключать отдельные соглашения», – считает господин Калмыков.
К 2012 году инвестиции в проект «ZF-Кама» возрастут до 150 млн. евро, производственные площади будут расширены до 30 тыс. кв. м. К этому сроку СП планирует выпускать 87 тыс. коробок передач (в 2006 году было собрано 3 тыс.), выручка предприятия достигнет 260 млн. евро (в 2006-м – 13 млн.).
Добавим, что на получение статуса промсборки претендует и другое камазовское СП – выпускающее совместно с американской Cummins Inc. двигатели для малых и среднетоннажных грузовиков.
Технологическое обновление грузовиков КамАЗа – крупнейшего автомобильного завода, объем закупок которого оценивается в 9,2 млрд. рублей, – может обернуться вытеснением с конвейера продукции отечественных производителей.
Обращаясь на совещании в Набережных Челнах к их представителям, господин Когогин высказал претензии по поводу регулярного повышения цен на российские автокомпоненты, при том что «зарубежные поставщики, наоборот, последние два года регулярно снижают цены».
«О какой лояльности к отечественному производителю комплектующих можно говорить, если разница в цене составляет 25 процентов?!» – возмутился господин Когогин, приведя в пример разрыв цен на ABS, выпускаемые ОАО «Аэрокосмическая корпорация» (входящим в ОАО «Радиоприбор») и немецкой корпорацией Knorr-Bremse AG.
Гендиректор КамАЗа призвал производителей автокомпонентов следовать примеру КамАЗа: «Еще три года назад мы перестали фантазировать по поводу создания собственного двигателя. Cummins вкладывает 250 млн. долларов в НИОКР; понятно, что лучше договориться о совместном производстве американских моторов в России».
Ответной реакции из зала не последовало.