Столица в миниатюре
За последние дни улицы города буквально наводнились детьми. Все, от мала до велика, вернулись в Москву с дач и из детских лагерей к началу нового учебного года. В связи с этим работы у сотрудников столичной ГИБДД прибавилось. Ведь они должны сделать все возможное, чтобы дорога из дома в школу для отвыкших от городского движения ребят была безопасной и спокойной.
Еще в декабре 2001 года мэр Москвы Юрий Лужков утвердил план мероприятий по улучшению условий дорожного движения в городе. Одним из пунктов этой программы стало строительство специальных автоплощадок на территории учебных заведений.
Первый пришкольный автогородок появился летом прошлого года в Пресненском районе столицы. Тогда, присутствуя на его торжественном открытии, Юрий Лужков заметил: «Москва – сложный город для автомобильного движения, и если наши школьники будут знать, как вести себя на улице, как осуществлять переходы, то смогут поправлять своих родителей, которые за рулем могут сделать что-то неправильно, подсказывать им, как нужно решать проблемы движения». А еще мэр предложил руководству остальных московских округов брать пример с пресненской управы и создавать автоплощадки у себя.
Руководители столичных префектур призыв Юрия Лужкова услышали, и 1 сентября 2007 года учеников школы № 1997 в Южном округе столицы ожидал сюрприз.
На территории школьного стадиона вырос новый автогородок. Он представляет собой участок настоящей проезжей части, только в миниатюре. На заасфальтированной площадке около 200 м2 разместились светофоры, всевозможные дорожные знаки, пешеходные переходы. Автогородок задуман таким образом, что в нем собраны все типы перекрестков, дающие детям возможность получить представление о круговом, одностороннем и двустороннем движении на улицах, а на асфальте нанесены линии дорожной разметки.
На открытии городка присутствовал начальник Управления ГИБДД Москвы Сергей Казанцев. «Дорога не терпит ошибок, поэтому то, что вы будете изучать в автогородке, пригодится вам в жизни», – с таким напутствием обратился генерал к учащимся школы.
Помимо автогородка свои двери для учащихся школы № 1997 открыли классы комплексной безопасности. Такие кабинеты в новом учебном году начали свою работу во всех 190 школах Южного административного округа. Муляжи, макеты, компьютерная аппаратура, специально разработанные методические пособия – и это еще не полный список того, что будет в распоряжении учащихся и их педагогов, для того чтобы дети могли легко и безошибочно ориентироваться в многообразии дорожных знаков, типах светофоров, видах дорожной разметки. Школьники освоят методы оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии, попробуют поставить себя на место как пешеходов, так и водителей.
Несмотря на праздничный день, 1 сентября много слов было сказано о неутешительной статистике детского дорожнотранспортного травматизма. Сергей Казанцев отметил, что ежегодно мы теряем десятки детей на улицах и магистралях города, сотни ребят получают ранения.
Кроме того, по статистике, именно в начале осени отмечается всплеск детского дорожно-транспортного травматизма. Происходит это, как считают в ГИБДД, из-за ослабления ответственности за безопасность детей на дорогах как должностных лиц, так и самих родителей. «В последнее время регистрируется сокращение доли ДТП по вине детей, а все чаще подростки гибнут из-за нарушения правил водителями и из-за того, что просто в момент аварии не были пристегнуты ремнями безопасности или перевозились без специальных удерживающих устройств».
Действительно, несмотря на все предпринимаемые сотрудниками ГИБДД профилактические меры, число ДТП с участием детей по-прежнему остается высоким – только за последние семь месяцев на дорогах России произошло 13,2 тыс. аварий, в которых погибли 608 и были ранены 13,7 тысячи подростков. Остается только надеяться, что совместные усилия ГИБДД, педагогов и родителей окажутся ненапрасными.