Изменения в Законе об ОСАГО

Изменения в Законе об ОСАГО

Правительство РФ утвердило внесенные в Закон об ОСАГО изменения. Если раньше при ДТП и потерпевшая, и виновная стороны обращались в страховые компании друг друга, то теперь потерпевший вправе требовать возмещения ущерба у компании, в которой куплен страховой полис. В соответствии со вступающей в действие системой прямого урегулирования убытков страховые компании будут решать все финансовые вопросы между собой. Вводится упрощенный порядок получения страховых выплат без участия сотрудников ГИБДД. (Эта схема разработана для тех ситуаций, когда в ДТП участвует не более двух автомобилей, каждый из которых застрахован, не нанесен вред жизни и здоровью участников, а размеры ущерба не превышают 25 тысяч рублей и оба водителя согласны в вопросе оценки ущерба.) При этом остаются в силе льготные коэффициенты по страхованию ОСАГО для водителей за безаварийную езду при смене автомобиля.

Мы предложили страховщикам прокомментировать эти изменения.

Владимир Бородкин, начальник отдела автострахования филиала ОАО «Росгосстрах»:

– Пока сложно сказать, как эти поправки отразятся на ценовой политике страховых компаний. Но, думаю, мелким компаниям придется увеличивать штат сотрудников, для того чтобы справиться с потоком клиентов, пришедших за возмещением убытков.

– Повлияют ли изменения на предпочтения клиентов в выборе страховых компаний?

– Наличие разветвленной сети специализированных центров урегулирования убытков и сроки выплат станут определяющим фактором при выборе компании.

– Готовы ли страховые компании столь существенно изменить свои схемы работы?

– Страховщики в принципе совсем не против, однако не без оснований считают, что менее чем за год они не успеют подготовиться к нововведению. Чтобы новая схема работала успешно – и это позиция Российского союза автостраховщиков (РСА), – необходимо решить ряд ключевых проблем. А именно: выработать эффективные методы борьбы с мошенничеством, ввести единые стандарты технической экспертизы, порядок определения виновности водителей без привлечения ГИБДД, а также свести к минимуму риск неплатежей со стороны финансово неустойчивых компаний.

– Не приведет ли такое резкое изменение к хаосу во взаимных претензиях?

– Претензии у клиентов будут только к недобросовестным страховщикам, которые могут затягивать сроки выплат. Хотя этот момент учли в Министерстве финансов РФ и предложили увеличить срок страховых выплат с 15 до 30 дней, для того чтобы приблизить страховые компании к реальности. Однако если компания не уложится в эти сроки, то страховщику придется заплатить неустойку за просрочку выплат и она составит 1/75 ставки рефинансирования Банка России от размера страховой суммы по виду возмещения вреда каждому потерпевшему за каждый день просрочки. Надеюсь, что теперь выбор автовладельцем страховой компании будет основываться прежде всего на сервисе урегулирования убытков и наличии у компании собственной разветвленной и хорошо организованной сети центров урегулирования убытков по всей стране.

– Прописаны ли механизмы взаимодействия страховщиков для прямого урегулирования убытков?

– Пока нет таких соглашений.

– Ваше личное мнение – нужны ли эти изменения или и так все хорошо?

– Закон об ОСАГО действует уже четыре года, специалисты отмечают существенные недоработки в этом законе. Поэтому любая поправка, которая будет в пользу автовладельцев, – это огромный плюс. Например, исключение из закона такого понятия, как «внутренняя территория» (стоянки, заправки и т.д.), уже облегчит жизнь владельцу полиса.

Сергей Малахов, заместитель директора по продажам ООО «Городская страховая компания»:

– Что касается ценовой политики, то все тарифы остаются без изменений. И страховая компания не вправе изменять стоимость полиса ОСАГО. Все тарифы и правила устанавливает правительство. Изменения в правилах применения коэффициента «бонус-малус» (КБМ), которые вступили в силу 26 июля, не будут работать в полном объеме – это мое личное мнение. Цель данных поправок – «отвязать» расчет КБМ от транспортных средств и «привязать» его к аварийной истории самого водителя. Однако эти истории до сих пор не сведены в единую федеральную базу данных. Полагаю, единая база никогда не будет создана. Компании не заинтересованы в обмене своимибазами данных. Если база данных попадет к конкуренту, клиентов начнут обзванивать, предлагать более выгодные условия страхования. Сколько уже было таких случаев в недавнем прошлом, когда топменеджер переходил на работу к конкурентам и уносил с собой базы данных. С 26 июля в ОСАГО вводятся две параллельные системы учета аварийности – по собственнику автомобиля (для договоров без ограничения круга лиц, допущенных к управлению) и по водителям (для договоров с ограничением). Эти системы не пересекаются между собой. Например, водитель, много лет отъездив без аварий на машине предприятия как работник, при покупке собственного автомобиля не получит никакой скидки за безаварийность.

Подпишитесь на «За рулем» в