Резиновый асфальт, или Как Москва отстала от Сургута

Резиновый асфальт, или Как Москва отстала от Сургута

Всегда под рукой

К первой группе относятся холодные битумоминеральные смеси. Они применяются в тех случаях, когда необходимо устранить небольшие, площадью до 1 кв. м, ямы, возникшие на покрытии. В отличие от традиционных литых смесей, которые необходимо уложить в покрытие, пока они горячие, этот материал может храниться до 2 лет, причем практически при любой температуре – главное, чтобы было сухо. С его помощью дефекты можно ликвидировать в самое короткое время. Ведь такую смесь не надо заказывать на заводе, ждать, пока ее привезут, – она у дорожников всегда под рукой, в машине.

Те, кто занимается ямочным ремонтом, часто жалуются на недолговечность «холодных пломб». Однако проблема, как правило, заключается не в ненадежности самих смесей, а в нарушении технологии укладки. К такому выводу пришли специалисты на основании предварительных результатов испытаний, проводимых сейчас в Москве на Волгоградском проспекте.

– В конце прошлого года на опытном участке было испытано 11 различных видов холодных смесей, – говорит Юрий Васильев, первый заместитель директора НИИ материалов и конструкций, доцент кафедры дорожно-строительных материалов МАДИ. – Некоторые из заплат вылетели уже через несколько дней, а какие-то стоят до сих пор – уже полгода. Конечно, есть составы, изначально рассчитанные на короткий срок эксплуатации. Скажем, дотянуть до скорого капитального ремонта они помогут. Но главное – смесь необходимо укладывать в соответствии с рекомендуемой технологией, а не уплотнять ее при помощи лопаты или сапога либо в рассчете на первый проезжающий автомобиль.

Резина – дело тонкое

Конечно, без старого доброго асфальтобетона в дорожном строительстве по-прежнему не обойтись. Однако есть у него одно слабое звено – вяжущее вещество битум, который сегодня широко применяется в производстве асфальтобетонных смесей. Дело в том что битум, особенно отечественный, вызывает растрескивание покрытия в морозы и создает условия для пластических деформаций в жаркие дни. Чтобы решить эту проблему, проводятся изыскания по совершенствованию свойств битумов. В качестве его эффективного модификатора рассматривается, в частности, резина. Ее использование в дорожных материалах замедляет процесс появления трещин на покрытии зимой, а летом повышает его теплоустойчивость.

– Сырье для добавок в битум – автомобильные покрышки – буквально лежит на дороге, только успевай утилизировать, – рассказывает Юрий Васильев. – Однако есть одна загвоздка. Резину необходимо предварительно измельчить. При этом полученная крошка должна иметь крупность не более 0,5 мм. В противном случае при укладке асфальта она будет пружинить и не даст возможности его уплотнить. Как выясняется, сегодня подавляющее большинство наших предприятий дробит резину с получением значительно более крупных частиц. Для изготовления крошки требуемых размеров необходимо специальное оборудование, а это ощутимо удорожает процесс, в чем производители, понятно, не заинтересованы.

Тем не менее выход из положения, скорее всего, будет найден: «резиновый» асфальтобетон пришелся по душе столичным властям. Настолько, что уже в текущем году не менее 10% от общего объема дорожных работ предписано проводить с его применением.

«Адские» смеси

В последние несколько лет ученые активно занимаются и поиском достойной альтернативы битума. Например, ведется разработка дорожных материалов с добавлением в качестве вяжущего вещества серы – серобетона и сероасфальтобетона. Из первого получаются очень крепкий бордюрный камень и долговечная тротуарная плитка, из второго – износоустойчивое дорожное покрытие, хорошо «работающее» и в жару и в холод. Эти материалы не изменяют своих свойств ни при значительных колебаниях температуры, ни под воздействием реагентов. Менее чувствительны они и к динамическим нагрузкам. Так, экспериментальное покрытие из литой сероасфальтобетонной смеси, уложенное в 2002 году на Крылатском мосту, успешно эксплуатировалось в течение трех с половиной лет, в то время как максимальный срок жизни обычного асфальта на этом объекте не превышает года.

Будучи многотоннажным промышленным отходом, который образуется в процессе нефтеперегонки, сера в несколько раз дешевле битума. С запасами сложностей тоже нет. Один только московский НПЗ в Капотне ежегодно получает до 30 тыс. тонн серы. Не находя достойного применения, она просто складируется на его территории и отравляет жизнь всей округе.

Что немцу хорошо…

Если в создании собственно российских инновационных материалов наметились явные подвижки, то с освоением западноевропейского опыта в нашем дорожном хозяйстве, увы, пока туго. Вот одна поучительная история. В 2000 году в Восточном округе проводилась экспериментальная апробация технологии «сларри-сил», которая очень популярна в Европе. Этот материал на основе битумной эмульсии применяется там для укладки тонкого верхнего слоя покрытия и обладает целым рядом достоинств. Он обеспечивает сцепление автомобильных колес с покрытием, предохраняет от разрушения его нижние слои, придает дороге ухоженный вид, удаляет колейность. По мере необходимости, раз в год-два, изношенный слой из этого материала восстанавливают, а то, что под ним, долгое время сохраняется в наилучшем виде. Но это у них. А у нас…

– При испытаниях в Москве, – рассказывает Юрий Васильев, «сларри-сил» уложили на достаточно разрушенные покрытия с множеством трещин, выбоин и ремонтных карт. В результате это привело к тому, что все дефекты проступили на поверхности материала. Как выяснилось позже, его нужно было укладывать на новое покрытие. Поскольку эффект от применения заморского состава не был получен, интерес к нему иссяк.

Впрочем, как полагают в МАДИ, время «сларри-сила» у нас еще просто не пришло. Но, как всегда, не обходится без исключений. Большим успехом «сларри-сил» пользуется… в Сургуте, где им «вымощены» уже тысячи тысяч квадратных метров дорог. Возможно, когда-нибудь и столица последует примеру.

Подпишитесь на «За рулем» в