Кодексом по голове

Кодексом по голове

Итак, свершилось событие, о котором так долго говорили: Госдума приняла, Совет Федерации утвердил, а президент подписал поправки в Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие наказание для тех, кто пренебрегает правилами дорожного движения.

Получилось как всегда

О необходимости подобных мер мы писали неоднократно. Вот только никто не ожидал, что это произойдет уже 11 августа, ведь первоначально говорилось о 1 января 2008 года. В странах, где чиновники уважают сограждан, новые правила за одну неделю не вводятся. Дается как минимум месяц на то, чтобы специалисты по административному праву выступили в СМИ со своими комментариями. У нас же информация о новых правилах, касающихся десятков миллионов людей, была опубликована всего за два-три дня до вступления их в силу.

А как телевидение подало эту информацию? Можно было понять лишь то, что поправки вводятся в три этапа: с 11 августа 2007-го, с 1 января и с 1 июля 2008 года. О том, с какого дня и сколько придется платить за то или иное нарушение, говорилось невразумительно.

Обзор печатной прессы ясности не прибавил. Даже «Российская газета», официальный рупор исполнительной власти, напечатала лишь сам документ, без комментария.

Что же, попытаемся восполнить правовой пробел самостоятельно.

Самое главное в конце

Называется документ, занявший целую газетную полосу, так: «О внесении изменений в Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях». Прочитать его от начала до конца человеку без юридического образования непросто – уж больно заковырист язык правоведов.

Вот, например, как выглядит пункт 30 этого документа: «…в статье 12.29 абзац первый части 2 после слов «за исключением» дополнить словами «лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также». Все поняли? И в таком духе составлен весь текст. Юридически грамотно, но простому смертному не разобраться.

О сроках сказано в самом конце. Из статьи 3 следует, что документ вступает в силу «по истечении десяти дней со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых этой статьей предусмотрены иные сроки вступления в силу».

Первые жертвы

После многочасового изучения первоисточника удалось выяснить, что с 11 августа кардинальных изменений ввели не так уж много. С этого дня стали строже наказывать водителей за разговоры во время движения по сотовому телефону без системы hands free – 300-рублевым штрафом. (Первый же рейд, проведенный областным управлением ГИБДД, выявил полтора десятка автомобилистов, проигнорировавших этот запрет; о реакции водителей на увеличенный штраф читайте в материале «Не прячьтесь за темным стеклом» на с. 6.)

Такое же наказание с августа ожидает пешеходов, нарушивших ПДД и создавших помехи другим участникам дорожного движения (раньше за это наказывали сотней целковых штрафа). В отделе пропаганды областного управления ГИБДД заверили, что любители перебегать через дорогу в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора уже платят за свою вредную привычку по новым расценкам.

У этой статьи есть и более «дорогостоящий» пункт: 1000– 1500 рублей заплатит пешеход, ставший виновником ДТП, в результате которого здоровью потерпевших нанесен вред легкой или средней тяжести.

Пешеходов надо уважать

С одной стороны, законодатели стали строже спрашивать с пешеходов, а с другой – позаботились об их защите. С августа вступила в действие полностью измененная статья 12.15, согласно которой движение транспортного средства по велосипедным или пешеходным дорожкам либо по тротуарам наказывается штрафом в размере 2000 рублей. Хочется надеяться, что теперь сотрудникам Госавтоинспекции наконец-то удастся навести порядок на улице Кирова, единственной в областном центре пешеходной зоне. Раньше наказание за такое нарушение было чисто символическим и не пугало саратовских автомобилистов.

В этой же статье установлены более высокие штрафы за передвижение по обочине дороги – до 500 рублей; 1000– 1500 целковых придется заплатить водителю за выезд на трамвайные пути встречного направления на полосу встречного движения для разворота, поворота налево или объезда препятствия. За удовольствие прокатиться по встречной полосе штрафовать не будут, просто лишат права управления транспортным средством на срок от четырех до шести месяцев.

Продолжение следует

С 11 августа заработал еще целый ряд положений, но они касаются в основном порядка составления протокола, возбуждения дела об административном правонарушении и исполнения постановления о лишении специального права, а также сроков административного расследования.

Наиболее «дорогостоящие» пункты правил (касающиеся управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, значительного превышения установленной скорости, неподчинения требованию сотрудника ГИБДД и т.п.) вступят в силу в начале следующего года. Так что у нас еще будет время подробно разобраться с каждой поправкой.

Подпишитесь на «За рулем» в