Родина «Икарусов» и токайского

Родина «Икарусов» и токайского

Путь в Венгрию лежит через Украину. От Львова до приграничного города Чоп около 300 километров. За Стрыем начинаются живописные горы, поросшие лесом. По горным долинам тянутся села. На трассе много чистых, ухоженных мотелей и гостиниц. Часто встречаются автозаправки. Большинство из них – ЛУКОЙЛ и ТНК. Цена на бензин дороже, чем в России, на 3–4 рубля.

...Украина не заграница

На селах и небольших городках лежит печать запустения – стены домов с облупившейся штукатуркой, покосившиеся крыши. На полях высятся своеобразные памятники коллективному хозяйству эпохи социализма – остовы колхозных ферм. Зато в прекрасном состоянии церкви и так называемые католички – распятия, устанавливаемые на въезде в села, возле некоторых домов и даже за пределами населенных пунктов.

На узкой дороге много грузовиков – чувствуется, что трасса имеет международный статус. Большинство местных жителей ездят на старых «Жигулях» и «Москвичах». Ближе к границе заметно улучшается качество дорожного покрытия, появляется четкая разметка.

Скоростной режим местными водителями нарушается повсеместно. Сплошная полоса тоже, как правило, игнорируется. В горах установлено много знаков «Извилистая дорога», имеющих небольшую особенность: под извилистой линией написана цифра, означающая, сколько будет «извилин». Встречаются знаки с изображением коровы и указанием времени, когда высока вероятность того, что эти животные могут оказаться на проезжей части. Стоянки для отдыха обычно представляют собой грязные площадки с вагончиками-кафе.

За Мукачево дорога превращается в настоящий шестиполосный автобан с разделительным барьером. От границы тянутся вереницы автовозов, груженные новенькими «японками». Горы внезапно кончаются, и открывается всхолмленная равнина, расчерченная правильными рядами виноградников. Дорожные указатели дублируются на английском языке. У самой границы некоторые вывески дублируются и на венгерском. Повсеместно предлагают приобрести «Зеленую карту». Наконец приграничный Чоп остается позади, появляются указатели на КПП «Тиса» и Будапешт.

Зона таможенного контроля имеет четыре ряда для легковыхавтомобилей и один для автобусов. Движение должны регулировать светофоры, но водители предпочитают ездить «по понятиям», не обращая внимания на запрещающий свет и занимая любое освободившееся место. Украинские таможенники в темно-синей форме досматривают багажники, иногда предлагают открыть сумки. Венгров, как правило, пропускают без досмотра.

Машин на границе на удивление мало, поэтому на таможенные формальности уходит не более 40 минут. Украинские пограничники ставят в паспорта штампы и забирают миграционные карты, выданные и заполненные при въезде на Украину. Сразу за КПП имеется магазин duty-free. К оплате принимают евро, доллары и гривны. От Венгрии нас отделяет лишь пограничная река Тиса и венгерский КПП.

От границы до столицы

Сразу за мостом через реку красуется щит со знаком Евросоюза и надписью Magyar. В таможенной зоне движение автомобилей тоже регулирует светофор, но словно по мановению волшебной палочки все водители начинают строго следовать его сигналам.

На каждой полосе движения имеется устройство для сканирования автомобильных номеров. Для проверки паспортов не требуется выходить из машины – достаточно подать из окна документы пограничнику в стеклянной будке. А вот таможенники, одетые в серые футболки, работают по полной программе – осматривают багажник, салон, простукивают двери, поднимают сиденья, требуют открыть крышку капота.

Венгерские села у границы почти ничем не отличаются от западноукраинских. Ближайший приграничный город называется Кишварда – можно переночевать в гостинице. Чуть дальше город побольше, с витиеватым названием Нередьхаза.

Здесь расположен крупный торговый центр Tesco, где имеется пункт обмена валюты. За 1 евро дают 242 венгерских форинта (Fr). В магазине есть бесплатный туалет. Надпись Urak означает «мужской», Holgyek – «женский».

От границы в сторону Будапешта ведет узкая двухполосная дорога с прекрасным покрытием. Километровых столбов нет, зато много указателей расстояния до населенных пунктов. Повсеместно стоят знаки «Движение тракторов, гужевого транспорта и велосипедистов запрещено». Часто встречается знак «Осторожно, косули!».

Нередко у дороги расположены торговые точки, где продают арбузы, дыни, картофель, кабачки и помидоры. В придорожных селах есть как добротные крепкие дома, так и покосившиеся развалюхи. Вступление страны в ЕС усложнило жизнь венгров, поскольку традиционная продукция – автобусы Ikarus, зеленый горошек, овощи – оказалась невостребованной на европейском рынке.

На дороге встречаются стоянки с туалетами, питьевой водой и уютными ресторанами. В некоторых практикуют шведский стол. На первое предлагают венгерский суп-гуляш с томатным соусом и большим количеством мяса, бобов и картофеля. Есть также мясной бульон, в который отдельно кладут уже готовую длинную лапшу, куриное мясо и морковь. Много блюд из мяса и курицы.

Традиционен большой выбор различных солений – огурцов, зеленых помидоров, квашеной капусты с яблоками. Есть даже перец, фаршированный квашеной капустой. При выборе блюд следует быть осторожным – поскольку Венгрия считается родиной паприки, перец в еду кладут с избытком. К счастью, паприка бывает не только острой, но и сладкой. Все удовольствие стоит 2420 Fr (345 руб.).

Ближе к Будапешту начинается прекрасный автобан. Скоростные дороги в Венгрии платные – до въезда следует на ближайшей заправке оплатить дорожный сбор, купив так называемую матрицу, которая клеится на ветровое стекло. Она стоит 1350 Fr (340 руб.) на четыре дня. Контроль за оплатой осуществляется автоматически – над дорогой установлены сканеры, которые считывают блестящую наклейку. О необходимости оплаты напоминает знак Matrica на указателях направления.

На трассе много заправок. Один литр АИ-95 стоит 291 Fr (42 руб.), АИ-98 – 305 Fr (44 руб.), дизельное топливо – 262 Fr (37 руб.). Ограничение скорости на автобане – 100–120 км/ч. Над дорогой висят электронные табло, на которых высвечивается надпись «Seat Belt» («Ремни безопасности»). Под мостами установлены фоторадары.

Перед столицей местность становится пересеченной – равнину сменяют небольшие холмы. Сразу за указателем «Будапешт» начинаются бесконечные гипермаркеты и автосалоны. Город виден издалека, поскольку часть столицы расположена на склоне горы. Сразу бросаются в глаза троллейбусы – что-то в них видится знакомое! Оказывается, когда Ikarus обанкротился, из автобусов стали делать троллейбусы.

Термальный рай

Будапешт образовался в 1872 году. До этой даты на Дунае было три отдельно стоящих поселения: Буда, Пешта и Обуда. Старинный город впечатляет грандиозными дворцами, крепостями и храмами. Вместе с тем бросается в глаза неопрятность столицы. Центр не блещет чистотой – автобусные остановки усеяны окурками, скверы «украшают» пустые бутылки. На скамейках можно увидеть пьяных и нищих.

В Будапеште множество достопримечательностей, достойных внимания, но обязательно следует посетить термальную купальню. Прямо в черте города из-под земли бьют более 80 источников. Кроме того, оборудовано 118 искусственных скважин с температурой воды до 76°С. Необычные свойства воды местных источников заметили древние римляне, которые и построили первые купальни. В венгерской столице их сейчас около семидесяти. Билет в купальню стоит 2400 Fr (340 руб.). За эти деньги здесь можно провести весь день.

Чтобы оценить красоту Будапешта, лучше всего вечером совершить прогулку на кораблике по Дунаю. Двухчасовое путешествие стоит 3600 Fr (500 руб.). При входе на судно пассажирам предлагают бокал шампанского. Корабль отходит под звуки классической музыки.

Если будете в венгерской столице, прокатитесь по Дунаю – романтические впечатления гарантированы. И не забудьте попробовать знаменитое токайское – настоящее вино нужно пить там, где растет виноград, из которого его делают.

Подпишитесь на «За рулем» в