Если страховка подвела

Если страховка подвела

Тема автострахования в Воронеже поднималась на наших страницах неоднократно. Теоретически все вроде бы прекрасно – купил полис и спишь спокойно. Однако на практике все не так гладко...

О конфликтных ситуациях, возникающих в отношениях «страхователь – страховщик», и о том, как их избежать, рассказывает директор службы аварийных комиссаров ООО «Аварком Черноземья» Наталья Войталик.

Сроки и оценка

– По-прежнему актуальной остается проблема сроков возмещения ущерба. В Законе об ОСАГО четко прописано время, в течение которого компания обязана возместить страхователю его убытки, – 15 календарных дней. Однако на практике это условие соблюдается не всегда. В принципе, при возникновении этой проблемы единственное действительно верное решение – подать на страховщика в суд. Но большинство россиян судиться не любят да и права свои знают нетвердо. Некоторые страховщики этим пользуются и устраивают настоящую волокиту, а их клиенты ругаются, но терпят...

Еще один нюанс – в Воронеже есть несколько страховых компаний, которые отказываются производить оценку ущерба на месте. Фотографии и другие материалы осмотра отправляются в головной московский офис страховщика, а собственник автомобиля остается в неведении относительно положенной ему суммы до самого момента получения денег. В этом случае страховщики фактически лишают своего клиента возможности участвовать в оценке ущерба и опротестовать сумму выплаты, если она кажется ему недостаточной. Разумеется, подобная практика абсолютно незаконна, да и ответ из головного офиса можно ожидать месяцами – в нашей практике бывали такие случаи. За это время стоимость ремонта автомобиля может существенно вырасти. Представители воронежского филиала страховой компании скажут вам, что раз осмотр произведен, то можно ремонтировать машину сразу, однако приступать к ремонту автомобиля, не дождавшись результатов оценки, крайне нежелательно. Оценка страховщика может оказаться заниженной, и сумма выплаты не покроет полностью ваших затрат на ремонт. В этой ситуации дешевле будет сделать повторную оценку. Но, чтобы получить справедливое возмещение,все-таки нужно будет обращаться в суд.

При наступлении ДТП клиент должен требовать все документы, касающиеся осмотра. Обязательно выясните у страховщика, кем будет проводиться оценка и когда вас ознакомят с ее результатами. Акт осмотра должен согласовываться с собственником автомобиля. Убедитесь, что все повреждения автомобиля зафиксированы документально. Если вы считаете, что сумма понесенного вами ущерба определена страховщиком неверно, обращайтесь к независимому эксперту. Страховщик не согласен? В суд!

Аварийные комиссары

– Люди, не имеющие юридической подготовки и достаточного количества свободного времени (а таких большинство!), прибегают к услугам аварийных комиссаров. Именно комиссар – доверенное лицо своего клиента, и он ведет все переговоры со страховой компанией. Но бывает, что страховщик отказывается предоставлять комиссару акт осмотра и результаты оценки. Дескать, компания проводила осмотр автомобиля за свой счет и все документы являются ее собственностью. В этой ситуации комиссару приходится подавать на страховщика в суд по факту непредоставления документов официальному представителю страхователя. На рассмотрение подобных дел уходит три-четыре месяца. После того как документы предоставлены, комиссар должен убедиться в том, что оценка ущерба произведена страховщиком объективно. Если это не так, то единственный выход – повторный судебный процесс. И здесь без суда не обойтись!

Ищите виноватого!

– Иногда недобросовестные страховые компании отказывают своим клиентам в возмещении ущерба, пользуясь следующей формулировкой: «Мы не можем установить факт наступления страхового случая. Выплата будет произведена (или не произведена) после выяснения всех обстоятельств». Исходя из этих соображений, страховщики требуют, чтобы клиент предоставил им для осмотра автомобиль виновника ДТП. То есть фактически сваливают на страхователя свои прямые обязанности. Но сам пострадавший не может обязать виновника ДТП явиться в страховую компанию. Ни уговоры, ни угрозы частного лица здесь не подействуют. А как быть, если в вас врезался преступник на краденом автомобиле? Был случай, когда виновник ДТП согласился предоставить для осмотра свой автомобиль при условии, что потерпевший выплатит ему 50% страховой премии. Недобросовестность страховщика в данной ситуации очевидна. Что делать? Судиться!

Выбирая страховую компанию, обязательно выясните, насколько лояльно она относится к своим клиентам. Главный критерий здесь: «Честный бизнес – это открытый бизнес». Если страховщик готов внятно ответить на любые интересующие вас вопросы, это первый признак того, что компания, в которую вы обратились, порядочная. Действуя с осторожностью, вы сможете избежать возможных конфликтных ситуаций и судебных разбирательств. Но если вы считаете, что вас обманули, смело подавайте на страховщика в суд! Не нужно бояться судебных разбирательств, единственный способ исправить ситуацию – перевести ее в правовое русло.

Подпишитесь на «За рулем» в