Большое путешествие в горы

Большое путешествие в горы

Итак, впереди два выходных дня, заправлен полный бак солярки – планов громадье. А планы такие: по возможности до конца проехать ущелье Маруха, подняться на водораздел рек Маруха и Большой Зеленчук. Потом спуститься в Нижний Архыз, подняться на другой водораздел – Большого Зеленчука и реки Кяфар и, наконец, через горы переехать в хутор ЛесоКяфар. Весной позапрошлого года я уже был в Марухском ущелье, но из-за глубокого снега до конца его не прошел. Что ж, есть повод вернуться!

Около восьми утра мы уже утюжили ставропольский асфальт в направлении гор. Наш автомобиль в этом путешествии – Nissan Safari GR, японский аналог всем известного Patrol. Машина хоть и не первой свежести (1994 года выпуска), но вполне подходит для такого вояжа. Тем более что внедорожная подготовка у «японца» приличная: усиленные пружины и демпфер рулевого управления, шины – BFG MT на 33 дюйма, экспедиционный багажник, лестница и «люстра» дополнительного света. И вот, радостно шелестя рядной дизельной «шестеркой», верный «сафарик» будто летит над дорогой в предвкушении приключений.

Знакомый поворот на светофоре в Ивановском – и прямая спокойная дорога вдоль Большого Зеленчука. Это самый короткий (правда, не самая ровная) путь к предгорьям. Небольшой участок грейдера на границе КЧР и Краснодарского края, отличный кусочек новой дороги в селе Зеленчук-Мостовой, поворот налево через мост от краснодарского поста ГАИ и дальнейший ровный асфальт до поворота налево на станицу Зеленчукская, где вновь начинается грейдер. На Зеленчукскую можно проехать и по асфальту, сделав небольшой крюк. Ну а нам-то все равно. Окрестности станицы Исправная (теснина реки Зеленчук, небольшой водопадик, полузаваленное подземное озерцо, пещера Самородная) заслуживают отдельного описания, мы же сегодня следуем здесь без остановок. Дозаправка и загрузка провиантом в Зеленчукской, и мы на пути к Марухе. Перед селом особо охраняемое водохранилище, нам же надо перебраться через мост налево, мимо погранзаставы, а дальше только одна дорога.

На въезде в ущелье отключаю задний стабилизатор, и вот «сафарик» уже идет плавнее, меньше раскачивается на неровностях. Вскоре ущелье сужается до каких-то 20–30 м, и нависающие с обеих сторон дороги скалы восхищают своей величественностью. Удивительно, но на всем протяжении ущелья мосты в очень хорошем состоянии (спасибо пограничникам), хотя в прошлую поездку здесь приходилось преодолевать броды, впрочем, неглубокие...

Но вот горы расступаются, обнажая широкую и длинную поляну. В конце поляны слева от дороги казаками установлен памятник и крест защитникам перевалов Северного Кавказа.

Ненадолго остановившись на обед на берегу реки, продолжаем движение по ущелью. Дорога иногда почти незаметна, иногда круто карабкается вверх. Белые крокусы – «фирменный знак» этих мест (например, в Махаре крокусы желтые и синие). Кое-где на сыпучих откосах приходится подключать передний мост и понижающую передачу.

Неожиданно нас останавливает колючая проволока: избушка пограничников. Прошлогодний пропуск в погранзону не «прокатил», но это уже не важно – доехать смогли бы только до конца поляны. Далее – тропа и 15 км до Марухского перевала (2746 м). Кстати, перевал вполне проходимый, чем, наверное, и объясняются ожесточенные бои за него в Великую Отечественную.

Расспросив пограничников об интересных местах и определив по GPS (мы пользовались коммуникатором Mitac Mio A701 с картами стандартного ПО – «Дороги России») высоту – 1984 м (до льготных тарифов на высоте свыше 2000 м не хватает каких-то 16 м), отправляемся вниз. Небольшая фотосессия в окрестностях красивого водопадика и теснины в скалах, спуск к реке – и мы на месте ночевки. Небольшая полянка на берегу, обильно усыпанная маслятами, сыроежками и земляникой на высоте 1844 м – то, что надо.

Солнечное утро нового дня. Собираемся и не спеша спускаемся вниз. Впереди трудная задача – подъем на водораздельный хребет между реками Маруха и Большой Зеленчук. Этот путь два года назад я проходил в обратном порядке – спуск с плоскогорья. А что сейчас с этой дорогой, неизвестно. В конце большой поляны влево уходит почти незаметная дорожка, перегороженная бревном, – нам туда. Начинается трудный подъем серпантином. Включаю понижайку с полным приводом, и Safari медленно, но уверенно ползет вверх. Подъем постоянно прерывается остановками: белые, лисички, подосиновики – мимо такого нельзя проехать!

Старая лесовозная дорога в принципе проходима (однако до нас тут давно никто не ездил: следов нет), стандартный «уазик» и подготовленный джип должны пройти по хорошей погоде. Из препятствий каменный триал на выезде из лесной зоны и глинистый подъем с предельным креном перед выездом на плоскогорье.

И вот мы на вершине плоскогорья на высоте 2345 м, в альпийских лугах. Недалеко внизу виднеются белые шарики Специальной астрофизической обсерватории АН России. Великолепная панорама! На севере отроги скалистого хребта, на востоке хребет Мысты-Баши (жаль, Эльбруса не видно – облачность), на юге, совсем рядом, гора Пастухова (2733 м), на западе через так называемый «генеральский перешеек» видны господствующие высоты хребта Абишира-Ахуба. Съев еще холодный с ночи арбуз, налюбовавшись видами и орлами, летающими ниже нас, спускаемся. На плоскогорье довольно людно (в отличие от ущелья), народ приезжает со стороны Архыза на машинах и собирает бруснику и грибы. Не тратя времени на экскурсии у «шариков» (бывали не раз), по отличной асфальтовой дороге спускаемся в долину Большого Зеленчука.

Наш следующий маршрут – асфальт до села Нижняя Ермоловка и дальнейший переход к собственной даче в ущелье реки Кяфар. Можно было бы доехать и по асфальту – через Зеленчукскую и Сторожевую, но как-то это не по-нашему. В конце Нижней Ермоловки по довольно приличной накатанной дороге поднимаемся на второй водораздел – Большого Зеленчука и Кяфара. Накатанная дорога уходит влево (кошары и поляны перед «генеральским перешейком», тоже, кстати, неплохая обзорная точка), нам же направо – по давно неезженой дороге. После большой поляны с развалинами бывшего хутора Верхней Ермоловки, плодоносящими грушевыми деревьями и заболоченным прудиком дорога и вовсе заканчивается – выезда с поляны не видно. Однажды зимой мы встретили здесь мирно пасущихся волосатых яков. Оказалось, какое-то местное сельхозпредприятие закупило ради эксперимента.

А вот это уже экстрим! В ее теперешнем состоянии (размытые водой метровые колеи, заболоченные участки) дорога довольно сложная, и если бы шел дождь, неизвестно, проехал бы я по ней в обратном направлении. Тем не менее спуск легче, чем подъем, и потихоньку, царапаясь ветками (зачем мне сейчас этот экспедиционный багажник с «люстрой»?), пропуская глубокие колеи между колесами, перепрыгивая через полуметровые пеньки, с максимальными углами крена мы выезжаем к конечной цели нашего путешествия – хутору Лесо-Кяфар. Все, цель достигнута! Позади более 100 километров восхитительного горного бездорожья.

Подпишитесь на «За рулем» в