На высшем автоуровне

На высшем автоуровне

Как показывает практика, конструктивный диалог автомобильной общественности с представителями законодательной власти жизненно необходим. Вместе с тем число людей, занимающихся в парламенте правовым регулированием безопасности движения и других транспортных проблем, за последнее время несколько сократилось. Часть членов нижней палаты, в чьей компетенции были данные вопросы, по итогам недавних выборов в Госдуму не прошла. На фоне этого немалым достижением можно считать установление контактов между представителями автомобильного сообщества в лице Вячеслава Лысакова, лидера движения «Свобода выбора», и экс-главой ГИБДД сенатором Владимиром Федоровым, курирующим разработку и принятие всех без исключения законов, так или иначе касающихся жизни автомобилистов.

О зимней резине и номерах…

Рабочая встреча высоких договаривающихся сторон состоялась под самый занавес 2007 года. В ходе обсуждения участники озвучили свои позиции по целому ряду автомобильных проблем и там, где это оказалось возможным, наметили пути их совместного решения. Первым на повестке дня стоял вопрос о зимних шинах. Разговоры о необходимости их обязательного применения идут давно, однако дальше идеи дело пока не двигалось. Г-н Федоров выразил готовность поддержать общественность, совместно обратившись в правительство РФ с предложением внести изменения в «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации…» Под зимней в данном случае имеется в виду не только шипованная, но и нешипованная резина, включая всесезонку, а также «липучку», изготовленную по технологии, которая обеспечивает хорошее сцепление на скользком покрытии.

Собеседники пришли к мнению, что, поскольку в разных регионах России зима наступает в разное время, возможность определять, когда водителям пора «переобуваться», предполагается отдать на откуп местным властям. Скорее всего, эти сроки сделают не фиксированными, а плавающими, с учетом погодных условий текущего сезона. Кроме того, в документе надо прописать обязательность контроля за глубиной протектора со стороны ГИБДД (сейчас это прерогатива самих водителей), а также штрафные санкции за нарушение соответствующих пунктов «Положений». Как ожидается, работа над поправками займет несколько месяцев, и в случае принятия они вступят в силу не раньше будущего года.

Следующий пункт обсуждения касался так называемых «квадратных» номеров. Как известно, штатные места для номерных знаков нестандартной формы имеют все американские и японские машины. Таковыми сегодня владеют около 6 млн. россиян. Однако водители заморских авто вынуждены прикручивать прямоугольные номера европейского образца.

По словам г-на Федорова, никаких препятствий для разрешения ситуации с «квадратными» номерами он не видит. Дело за малым – необходимо внести дополнения в регламентирующие документы и скорректировать производство номерных табличек.

О фотовидеофиксации…

Сенатор высказался и относительно повсеместной установки систем фотовидеофиксации, работающих в автоматическом режиме (соответствующий закон вступит в силу с середины нынешнего года). По его мнению, средства, выделенные на оборудование дорог видеокамерами, не следует распылять по всем регионам равномерно. Основной их объем должен быть направлен в те субъекты, где обстановка особенно неблагоприятна и характеризуется большим количеством ДТП. То же, вероятно, касается и Москвы. «Размазывать» элементы системы видеонаблюдения «тонким слоем» по всем столичным магистралям не имеет смысла: они уместнее в местах, дающих высокий процент аварийности. Кроме того, Владимир Федоров собирается инициировать поправку, снимающую термин «в автоматическом режиме», поскольку такая формулировка не предполагает «ручное» использование фото/видеокамер сотрудниками ГИБДД. С точки зрения доказательной базы это было бы полезно и водителям. Например, фото стертой или засыпанной снегом разметки либо знака, загороженного рекламным щитом, свидетельствующего в их пользу, они смогли бы предъявлять в суде.

О мигалках…

Особое внимание в ходе встречи было уделено вопросу неравенства перед законом на дороге. К сожалению, здесь бывший руководитель российской автоинспекции проявил лишь относительное понимание. Во всяком случае, он настаивает на том, что уступать дорогу мигалкам прочие участники движения всячески обязаны. При этом сенатор сослался на аналогичные нормы, действующие во всех европейских странах, и международную конвенцию, подписанную в свое время Россией. На самом деле это соответствует действительности лишь отчасти. Во-первых, на Западе в привилегированном положении находятся только сотрудники разного рода оперативных служб, но никак не чиновники. Во-вторых, невозможно себе представить, чтобы в Германии, Англии или Швеции полицейский или представитель спецслужб, врубив сирену, понесся бы вдруг, не разбирая дороги, по своим личным делам. У нас же все это в порядке вещей, с чем г-н Федоров уже никак не мог не согласиться, признав необходимость введения жесткого контроля за использованием спецсигналов. В связи с этим сенатор одобрил идею оснащения авто с мигалками электронной системой фиксации их включения (или, как вариант, передачи информации о включении на пульт оперативного дежурного), что способствовало бы абсолютной прозрачности применения спецсигналов.

Кстати, есть и более радикальное средство контроля – установка аудиовидеофиксаторов на всех машинах и постах ДПС по примеру тех, которыми оборудованы американские полицейские автомобили. Сегодня гаишники, по закону не имеющие права останавливать водителей для проверки документов без веских на то оснований, тем не менее занимаются этим сплошь и рядом. Действует хорошо отработанная схема: остановил, по ходу дела нашел к чему придраться, дальше понятно… При наличии системы аудиовидеоконтроля в салоне гаишного авто эти должностные злоупотребления резко сократятся. Сложнее дело обстоит с другими нарушителями – «льготниками». Что, например, может сделать лейтенант ГИБДД, проявивший прин-ципиальность в отношении полковника ФСБ, который, ни с кем не считаясь, при полном параде нагло прет по встречке или на красный обедать? Да его просто пошлют, а если будет упрямиться – не исключено, что нарвется на выговор, причем от собственного руководства. Как полагает Федоров, противостоять подобной практике использования служебного положения помогло бы возобновление рейдов, имевших место в его бытность начальником ГАИ. В этих мероприятиях помимо гаишников должны участвовать представители кадровых служб и управлений собственной безопасности тех ведомств, где используются мигалки. Проигнорировать такой усиленный наряд обладатели всевозможных корочек уже не смогут.

О полосе на халяву…

В связи с непомерными привилегиями некоторых категорий водителей речь зашла и о резервных полосах на столичных спецтрассах (Ленинском и Кутузовском). Их существование на сегодняшний день совершенно не оправданно.

Изначально они были организованы главным образом с одной целью – для обеспечения проезда первого лица государства. Однако по уже давно заведенному порядку при приближении кортежа президента движение перекрывается полностью. В итоге гарант отведенными ему полосами вообще не пользуется. Зато, когда магистраль работает в штатном режиме, по ним бодро катаются всевозможные обладатели спецпропусков и мигалок. С учетом того, что оба проспекта сильно перегружены транспортом, отбирать у водителей лишнее пространство только ради этих халявщиков – последнее дело. Кстати, зачастую они создают и аварийные ситуации, несясь навстречу друг другу, а то и сбивают инспекторов ДПС. Порядок здесь должен быть наведен, и г-н Федоров обещал поддержать автомобильную общественность в этом деле. Для более предметного обсуждения темы «Неравенство перед законом на российских дорогах» весной «Свобода выбора» планирует проведение круглого стола, на котором сенатор готов выступить оппонентом. Согласие на участие в этом мероприятии уже дали Э. Панфилова, В. Лукин, Л. Алексеева, В. Плигин, А. Кучерена.

Ожидается, что на нем будут присутствовать и представители руководящего звена российских силовых структур.

Подпишитесь на «За рулем» в