Автогражданка станет проще?
Государственная дума приняла в первом чтении поправки к Закону об ОСАГО, предложенные Министерством финансов РФ. Цель этих изменений – облегчить жизнь рядовым страхователям и заставить страховые организации с большей ответственностью относиться к своим обязательствам перед клиентами. Если поправки вступят в силу, будет введена ответственность страховщиков за несвоевременные выплаты по страховке. Каждый день просрочки будет наказываться неустойкой в пользу потерпевших в ДТП. Другие плюсы – размер страховых выплат вырастет до 160 тысяч рублей на каждого потерпевшего, будет введено прямое урегулирование убытков и возможность оформления документов по факту ДТП без привлечения сотрудников ГИБДД.
В течение нескольких последних месяцев тема изменения Закона об ОСАГО многократно поднималась в СМИ, обсуждалась на интернетфорумах. Свою оценку поправкам дает Евгений Пахомов, директор Воронежского филиала компании Росгосстрах:
– Мы приветствуем эти нововведения, поскольку они облегчают бизнес-процессы страховщиков, экономят время наших клиентов, позволяют получать более справедливое страховое возмещение. Необходимо сказать, что внесение поправок к Закону об ОСАГО было инициировано самим страховым сообществом. Мы с самого начала говорили о том, что лимит выплат по ущербу, нанесенному жизни и здоровью, недостаточен. Установленный законом лимит не позволяет получать достойные выплаты участникам крупных аварий, когда пострадавшими становятся десятки людей. Маршрутка вмещает 10–12 человек, а на оплату ущерба жизни и здоровью всех этих людей сегодня законом предусмотрено 240 тысяч рублей.
Размер выплат по жизни и здоровью должен сравняться с европейским. Согласно Варшавской конвенции размер ответственности авиаперевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью авиапассажира, составляет 75 тысяч долларов. Я считаю – и в этом отношении есть консенсус в страховом сообществе, – что ответственность перевозчиков за жизнь и здоровье пассажиров не должна зависеть от способа перевозки.
Введение штрафных санкций за несвоевременные выплаты повысит ответственность страховщиков. К сожалению, на рынке до сих пор остаются некоторые компании, для которых главным является сбор страховой премии по ОСАГО. Когда же доходит дело до выплат, возникают проблемы.
Но у этой нормы существует и обратная сторона – в ситуации, когда есть подозрение на мошенничество, страховщик должен иметь возможность тщательно изучить обстоятельства ДТП с привлечением специалистов-экспертов (например, трассологов). Поэтому нельзя исключать, что компании будут закрывать глаза на мошенничество, с тем чтобы уложиться в сроки.
Росгосстрах и еще несколько компаний в стране уже в состоянии обеспечить прямое урегулирование убытков своих клиентов по ОСАГО. Речь идет о том, что не более 5% членов РСА уже сегодня технически готовы к прямому урегулированию. Я подчеркиваю – технически. Справедливости ради надо сказать, что эти 5% обеспечивают не менее 50% всего рынка ОСАГО в России. Возникает вопрос: а как же остальные компании? Полагаю, что очень немногие члены РСА в обозримый срок (1,5–2 года) будут технически и технологически готовы к процедуре прямого урегулирования. В Европе к этому шли десятилетиями, постепенно, вовлекая в этот процесс страховщиков по мере их готовности.
Специалисты нашей компании прогнозируют рост убыточности, которая последует за введением системы европротокола. Она может увеличиться на 10–15%. Страховое сообщество пока так и не услышало ответов, как бороться с всплеском мошенничества, который за этим последует. Мы неоднократно говорили о том, что любые изменения в законодательстве, которые ведут к увеличению убыточности, должны сопровождаться соответствующей корректировкой тарифов не просто параллельно, но в упреждающем режиме. Однако наши пожелания, к сожалению, не слышны в коридорах власти.