Куда уехал карт?

КУДА УЕХАЛ КАРТ?

Эта большая статья началась с короткого телефонного звонка. Звонивший попросил не называть его имени. Человек, неравнодушный к будущему автоспорта, говорил о картинге – сетовал на отсутствие финансовой поддержки этого спорта в городе, на безразличие властей, на плохую оснащенность детского картинг-клуба, который перешел практически на самоокупаемость. Крик души, по-другому трудно назвать этот звонок отчаявшегося энтузиаста. И мы, пользуясь правом прессы, отправились по инстанциям, чтобы узнать, что же случилось в Башкирии с этим популярным когда-то техническим видом спорта.

[h]Непосильная ноша[/h]

Технические виды спорта в нашей республике курируют две структуры – Министерство по физкультуре, спорту и туризму РБ и РОСТО (ДОСААФ) РБ. Отвечают за развитие технических видов спорта и независимые федерации, самая крупная из них – представительство Российской автомобильной федерации, АФ РБ.

Федерации по своей структуре общественные организации, они не распоряжаются деньгами, а лишь организуют соревнования, регламентируют порядок их проведения, устанавливают нормы и стандарты. Финансирование производит Министерство спорта, которое передает средства РОСТО (ДОСААФ), отвечающее за все технические виды спорта в республике. А РОСТО уже распределяет деньги между дисциплинами. Часть уходит на обеспечение материальных баз, часть – на оплату и проведение соревнований (аренда площади, покупка кубков, оплата судей и прочее). Сколько же получает картинг из республиканской кормушки?

У РОСТО все непросто

Мирель Ахмедзянов (РОСТО (ДОСААФ) РБ) откровенно сказал нашему изданию, что больших денег на этот вид спорта не выделяется:

– Наше ведомство курирует более 20 технических видов спорта. На их поддержку и развитие в регионе нам ежегодно выделяется около 6 млн. рублей. Этого хватает лишь на проведение соревнований по всем дисциплинам и на пополнение материальной базы в небольшом объеме.

Ежегодно мы закупаем два-четыре карта, которые распределяются по районам. За два последних года были приобретены карты для городов Туймазы, Янаул, Салават, Бирск, карты завезли в Мишкино и в Аюргазинский район. Мы были бы рады помогать больше, но затраты на содержание картинга в полном объеме не сравнимы с нашими бюджетами. Один новый карт обходится РОСТО (ДОСААФ) в 70–80 тыс. рублей! Пока закупаем новые карты, другие уже приходят в негодность, и получается ситуация, когда на клуб приходятся всего по два автомобиля на ходу.

Без серьезной поддержки со стороны властей или меценатов в этом виде спорта не обойтись. Но сильные компании хотят видеть в своих рядах звезд, это обеспечит общественный резонанс. А у нас в республике звезд картинга сегодня нет.

Конечно, это можно назвать следствием невнимания к картингу в течение многих лет, но для воспитания новых спортсменов все-таки нужны традиции, нужна школа. А в республике нет ни одного приличного картодрома. Есть проекты строительства в Туймазах, Уфе, но за них до сих пор никто не взялся. Трудно решаются даже такие проблемы, как подсчет баллов на соревнованиях (нет компьютеров и техники) и оплата работы судей!

На проводимых нами соревнованиях мы пытаемся хоть частично решить эти вопросы, закупаем оргтехнику. Зарплата за многочасовую работу судьи на этапе – 100–200 рублей, а участник, победивший в соревнованиях, получает в качестве денежного приза 700 рублей согласно постановлению Министерства по физической культуре, спорту и туризму Республики Башкортостан. Мы не раз обращались в вышестоящую инстанцию с просьбой увеличить финансирование хотя бы на проведение соревнований, но пока безрезультатно.

А что говорят в министерстве?

На вопросы нашей газеты ответил ведущий специалист министерства Артем Тимофеев:

– Наша основная задача – развитие олимпийских видов спорта. А ведение технических видов спорта – непосильная для нас ноша. Мы не можем помочь конкретному человеку или клубу. Есть строгая иерархия: мы передаем средства ДОСААФ, а они направляют их соответствующим клубам по своему усмотрению. Да, наверное, такая помощь получается неравномерной, и ясно, что бюджетных денег на развитие в республике дорогостоящего картинга не хватает, но сказать, что средства не выделяются вовсе, тоже нельзя.

Картингистам могло бы помочь создание федерации, отстаивающей интересы этого спорта по республике. При соответствующей правовой регистрации и договоренностях с РОСТО эта организация могла бы получать непосредственное финансирование из бюджета, за счет которого бы и формировала собственную базу, команды и школы. Но опять же: все говорят об инициативе, однако с конкретными и реальными предложениями ко мне никто еще не приходил.

В Уфе уже есть подобные федерации – упоминавшаяся Автомобильная федерация РБ и «Авто-Мото-Спорт». Но, видимо, интересы «младшего братца» затерялись среди «больших» технических дисциплин. С поддержкой мотоспорта, биатлона, парашютного спорта РОСТО справляется все-таки неплохо, а до проблемного картинга ни у кого руки не доходят.

Так что до сих пор никто не знает, чего конкретно добиваться, куда идти, как финансировать,у кого просить деньги.

[h]Место для бедного родственника[/h]

В 2001 году была неофициально закрыта и распущена крупнейшая в республике школа картинга. Она находилась в ведомстве РОСТО (ДОСААФ). Отсутствие должного финансирования с начала 90-х годов (!) привело к упадку некогда успешной детско-юношеской организации. Старший тренер бывшей школы картингист с более чем 30-летним стажем Радмир Зулькафилов сейчас ведет небольшой кружок картинга в подвале Клуба юных техников на Кирова, 43.

Отблески былой славы

Две небольшие комнаты, заваленные старыми запчастями и нехитрыми инструментами, пара разобранных картов, запах ГСМ. И несколько детей, увлеченно копающихся в технике, – вот и вся школа. На вопрос, как успехи, Радмир Тагирович устало улыбается и разводит руками – от прежней мощи башкирского картинга осталось немного:

– Уже несколько лет я хожу по инстанциям с одной просьбой – выделить место под базу, площадку для тренировок. Площадка за Госцирком, где многие годы проводились соревнования, уже недоступна: теперь там новые дома, о тренировках речи быть не может. Катались на аэродроме в Максимовке – нынче это частные угодья. В этом году даже соревнования негде было проводить! Спасибо министру спорта В. Самородову, он подписал указ о временном выделении нам площадки на СК «Биатлон», иначе в этом году соревнования не состоялись бы вообще. Где будем кататься в следующем году, неизвестно. Я целый сезон готовлю детей, но даже пообещать им соревнований не могу. Ехать в другие города тоже не можем – нет денег. Если куда-то отправляемся, то за счет родителей.

Сейчас первостепенная задача – создание тренировочной трассы. Даже если мы вдруг найдем деньги и купим сто картов, им негде будет кататься. Главархитектура, администрации районов города – все или отвечали мне категоричным отказом на предложение разместить в городе площадку для картинга, или предлагали немыслимые варианты. А нет базы – нет точки отсчета, нет спорта!

Мы сидим в этом подвале, перебираем старую технику, но это не приводит ни к каким результатам. Да, мы занимаем места Башкирии, но на всероссийский уровень такими силами нам не пробиться. Каждый год, что мы не обновляем техническую базу, отбрасывает нас далеко назад. Посмотритена современные требования к участникам соревнований – мы не подходим вообще: ни по экипировке, ни по типам двигателей. Участвовать в соревнованиях российского уровня можно сейчас только за свой счет, но о какой массовости спорта тогда может идти речь?! Мы же пытаемся поддержать эту массовость. На четыре действующих карта у нас девять человек. А по плану в группе должно заниматься шестьдесят. Представляете?!

Энтузиазм есть – спорта нет

Сложно, конечно, представить полноценную тренировку даже 30 человек на четырех картах. Но желающих заниматься картингом придет и шестьдесят, и больше – было бы где и на чем обучаться. Ученик Радмира Тагировича картингист Гумер Махмутов уже сам давно тренирует подростков. Этим летом его пригласили курировать картинг-прокат на стадионе «Строитель»:

– Интерес к картингу проявляют и взрослые, и дети. Летом прокат работал с обеда до позднего вечера. И все время находились желающие сесть за руль мини-болида, хотя цена удовольствия приличная. Различия в прокатном картинге и спортивном, конечно, есть. Отличается длина и сложность трека, покрытие на спортивной площадке более качественное, сами карты мощнее и маневреннее. Думаю, при действующей спортивной базе желающих обучаться было бы много. Они есть и сейчас, но три действующих карта моей секции могут удовлетворить энтузиазм максимум девяти человек. У остальных не хватает терпения бесконечно ждать очереди, чтобы просто прикоснуться к машине. И я их понимаю.

Кто построит картодром?

Разговоры о строительстве картодрома в Уфе ведутся давно. Но каждый раз реализации планов что-то мешало. И, само собой, основная проблема – отсутствие инвестиций.

В этом году из уст нового главы АФ РБ Михаила Пилюгина (глава «Башкирской автомобильной компании», дилера Renault, Honda и Nissan в РБ) впервые прозвучало заявление о серьезных намерениях строительства картодрома в Уфе. Кажется, на этот раз проблем с деньгами возникнуть не должно, строительство комплекса – личный проект крупного бизнесмена. Однако М. Пилюгин пока не делает официальных заявлений и от комментария нашему изданию отказался.

[h]Картингист, помоги себе сам [/h]

Действующие картингисты уже не надеются на помощь сверху и от сторонних компаний. Для них основной принцип возрождения любимого вида спорта: помоги себе сам.

Почему бизнесмены не дают денег

Ринат Юсупов из Октябрьского занимается картингом с 15 лет. Сейчас он успешный бизнесмен, и зависимость картинга от бюджетного финансирования не сильно его беспокоит. У Рината свой карт, он постоянный участник республиканских и всероссийских соревнований, но картинг для него увлечение, а не спорт или бизнес.

– У нас в Октябрьском есть детско-юношеская команда по картингу. Я помогаю им по мере своих возможностей, однако полностью финансировать не могу. Ни один бизнесмен не будет вкладывать огромные деньги в дело, не приносящее прибыли. Я из личной привязанности к картингу готов оплачивать часть расходов команды, но даже в этом государство меня не поддерживает.

Есть закон о благотворительной деятельности организаций, дающий льготы компаниям, оказывающим социальную помощь. Но куда бы я ни обращался с вопросом о применении этого закона, мне говорят, что он не действует. А ведь льготы, на мой взгляд, – единственный стимул для частных инвесторов для вложения средств в автоспорт.

Наши власти не заинтересованы в развитии картинга, хотя удачные примеры в других регионах есть. В Татарии картинг находится в ведомстве ГИБДД, в Челябинской области идет активное финансирование со стороны местного РОСТО, в Ульяновске просто нашлись инвесторы для строительства отличного картодрома, на котором проводятся соревнования всероссийского уровня. А в Башкирии ни одна из этих схем пока не прижилась, хотя все варианты осуществимы.

Бесполезный закон

Мы попросили специалиста юридической фирмы «Правозащита» Игоря Кадетова прокомментировать проблему с соблюдением Федерального закона № 135 от 11 августа 1995 года о благотворительной деятельности организаций: –

Федеральный закон № 135 полноценно действует на всей территории Российской Федерации и обязателен к исполнению. Но в части 3 статьи 18 раздела 4 с 1 января 2005 года произошли изменения. Был отменен важный пункт:

«Органы государственной власти и органы местного самоуправления,признавая социальную значимость благотворительной деятельности, могут оказывать участникам благотворительной деятельности поддержку в следующих формах:

– предоставление в соответствии с федеральными законами льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей и других льгот;

– предоставление органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления налоговых и иных льгот в пределах их компетенции;

– материально-техническое обеспечение и субсидирование благотворительных организаций (включая полное или частичное освобождение от оплаты услуг, оказываемых государственными и муниципальными организациями, от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом) по решению соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления;

– финансирование на конкурсной основе благотворительных программ, разрабатываемых благотворительными организациями;

– размещение на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов;

– передача в собственность благотворительных организаций на бесплатной или льготной основе государственного или муниципального имущества в процессе его разгосударствления и приватизации, осуществляемая в порядке, предусмотренном законодательством».

Эти поправки были внесены для предотвращения недобросовестной благотворительной деятельности и отмывания денег. Теперь благотворительная деятельность не дает существенных налоговых послаблений для меценатов.

То есть согласно новой редакции закона ваша благотворительная деятельность – ваше личное дело, и не более того. Что и говорить, «отличный» стимул для вложения средств в автоспорт!

Вместо эпилога

Конечно, нельзя сказать, что картинг полностью заброшен как вид спорта. Есть и энтузиасты, и ответственные лица, и какоеникакое финансирование. Но почему-то они существуют по отдельности. Нет четкой связи между этими разрозненными элементами, не видно даже желания выработать общее направление, чтобы слаженно развивать картинг – на радость мальчишкам и во славу республики.

Часто можно слышать пафосные речи о прошлых победах, о необходимости отвлекать юношество от подворотен и алкоголя, но за этими громкими словами по большому счету ничего не стоит. А молодежь пафосных речей не слушает. Она сворачивает в подворотни, а потом спускается в подвалы. Ведь именно там сегодня базируется большинство молодежных клубов.

Подпишитесь на «За рулем» в