Стоит ли спорить с АЗС?

Стоит ли спорить с АЗС?

За последнее десятилетие динамичного развития сферы торговли и услуг все мы достаточно неплохо научились отстаивать свои права. Купили некачественный телевизор или сотовый телефон – пожалуйста, нет никаких проблем отремонтировать или поменять на новый. И руководству ни одного мало-мальски серьезного магазина даже в голову не придет отнекиваться, потому что себе выйдет дороже. А с принятием недавних изменений в Закон о защите прав потребителей вполне реально вернуть в салон неисправный автомобиль в течение 15 дней после покупки. Причем для этого достаточно любой поломки, например треснувшей пластмассовой детали.

Но когда речь заходит о бензине, все эти уже привычные правила словно перестают действовать. В прошлом номере мы писали о полном отсутствии в Оренбургской области какого бы то ни было государственного контроля за качеством реализуемого на АЗС топлива. Лишь в наступающем году на выделенные из бюджета деньги будет закуплена специальная лаборатория. Она позволит использовать так называемые аналитические методы исследования. В отличие от экспресс-методов они дают исчерпывающие характеристики химического состава взятого на пробу образца. И значит, у контролирующих служб появится возможность спросить с бензиновых «королей» по всей строгости закона.

А нынешняя бесконтрольность как раз и дает предпринимателям то самое ощущение безнаказанности, от которого в конечном итоге страдают автомобилисты. Достаточно спросить любого водителя, и он припомнит как минимум несколько случаев беспардонного надувательства. Казалось бы, движение в защиту потребительских прав в такой ситуации должно только расти. Но на практике за неделю поиска по оренбургским судам, в беседах с юристами и сотрудниками контролирующих служб нашей редакции так и не удалось отыскать хотя бы один репрезентативный случай. Более того, никто не припомнил даже попыток отстоять свои интересы. Если такие случаи и есть, то пока они не носят массового характера. В отличие от нарушений наших с вами прав на автозаправках.

Как предположила начальник отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзорапо Оренбургской области Галина Слободскова, такую пассивность можно объяснить простым незнанием прав и тех возможностей по защите потребителей, которые предоставляет закон. После проведенного среди водителей опроса можем назвать и еще одну причину – боязнь вступать в конфликт с крупными бизнес-структурами и неверие в положительный конечный результат.

Однако не так страшен черт, как его малюют. Ведь не боимся же мы отстаивать интересы в крупной федеральной торговой сети? Другое дело, что те же самые черти из поговорок любят прятаться в деталях. Порядок разбирательства с продавцами протухшей селедки и разбавленного бензина с формальной точки зрения одинаков: пишете претензию, если на нее не реагируют, обращаетесь с жалобой, к примеру, в Роспотребнадзор, ну а если и это не помогает, идете в суд.

Вот только доказать свою правоту в нашем случае гораздо сложнее. Сторона ответчика наверняка будет ссылаться на то, что вы залили на АЗС топливо исключительного качества, а жидкость неизвестного происхождения была у вас ранее. Потом не исключено, что вы специально в каких-то целях добавили в свой бак нечто неудобоваримое для двигателя. Поэтому Вячеслав Соболев из оренбургской коллегии адвокатов № 1 советует действовать очень быстро и решительно. При появлении характерных признаков, таких как резкое падение мощности, так называемое тупое поведение машины, жесткая работа двигателя и повышенный шум в выхлопной системе, сразу же вызывайте представителей уполномоченных для контроля организаций (их численность в Оренбурге и возможности, которыми они располагают, – это тема отдельного разговора). Специалисты проведут заборы проб не только из вашего бака, но и на самой заправке. Отказать им в этом никто не сможет. Образцы бензина будут опечатаны и направлены в одну из производственных лабораторий. Если представители торгующей топливом фирмы не захотят подписывать акт о проверке, то это смогут сделать любые два водителя, находящиеся в это время на территории АЗС. Вся процедура ложится в основу доказательной базы и обеспечивает перспективу победы в ходе судебного разбирательства, если результаты лабораторных исследований будут в вашу пользу.

Кроме того, советует Галина Слободскова, не лишним будет получить на месте показания свидетелей по поводу того, как ведет себя машина после заправки. Можно использовать и видеокамеру. Если машина новая и находится на гарантийном обслуживании, то непременно следует обратиться в автосалон с письменной претензией, где будет изложено все произошедшее с вашим автомобилем и просьба разобраться в причине и устранить недостатки. В итоге вы получите еще одно доказательство. Если машина старая, то заключение может дать автосервис. Не забудьте, что все претензии, жалобы и обращения нужно подавать только в письменном виде и в двух экземплярах, один из которых останется у вас: о звонках или высказываниях, какими бы эмоциональными они ни были, просто забудут.

В дальнейшем вы сможете потребовать в суде возмещения всех расходов и компенсации морального вреда. Все иски по Закону о защите прав потребителей, а такое дело вполне подходит под эту категорию, предусматривают альтернативную подсудность. То есть вы вправе подать заявление либо по месту своего жительства или нахождения, пребывания, либо по месту совершения сделки купли-продажи, либо по месту нахождения ответчика. Главное, чтобы у вас хватило терпения. Юристы не скрывают, что подобные дела с учетом всей подготовительной работы могут рассматриваться долго и стоить немалого терпения заявителям. Так что не случайно, отъехав на десяток-другой метров от заправки, многие решают, что проще слить поддельный бензин: не на анализ, а куда-нибудь подальше.

Подпишитесь на «За рулем» в