За хариусами на Арму

За хариусами на Арму

Сутки пути, 1680 км дороги, канистры с бензином, два пробитых колеса, тайга, зверье… и хариус с ленком.

Населенные пункты мелькали один за другим, дорога тянулась змеей вдаль, многочисленные перевалы и расщелины хребтов Cихотэ-Алиня были нашими спутниками на протяжении 840 км пути к заветной цели. На этот раз ею стала одна из известнейших рек Приморья – Арму (в Приморье даже водка есть – «Арму Ледяная»). Она является притоком реки Иман (Большая Уссурка), которая, в свою очередь, является самым большим притоком реки Уссури.

Выезд состоялся в пятницу в 10 часов из Артема. В этот раз с нами был новый единомышленник – Ян. Он давно увлекается рыбалкой, но на горную реку, как и мы, ехал второй раз в жизни. Нам предстояло преодолеть 840 км пути, половину которого составляли грунтовые лесные дороги. Маршрут был составлен заранее: Артем – Многоудобное – Ивановка – Арсеньев – Кавалерово – Дальнегорск – Рудная Пристань – Пластун – Терней – Молодежное – Арму.

Поехали!

Дорога бежит сквозь живописные лесные массивы и тянется вдоль побережья моря. Продвигаясь на север, все сильнее ощущаем осень: листва становится все более пестрой. Множество перевалов, на которых от перепада высот закладывает уши. Особенно живописен перевал Китовое Ребро близ Тернея: с высоких сопок, по которым петляет дорога, открываются чудеснейшие виды на море. Множество мостов и красивых речушек.

Города и деревни пролетали за стеклом. Чем дальше от Владивостока, тем более бедными смотрятся людские поселения, но зато красивее природа. Иной раз завидуешь людям, живущим там. Народ проще, добрее, заговорить можно с любым встречным и он с улыбкой на лице расскажет, как проехать к ближайшему магазину, заправке, да и просто о том, как живет местное население. Кстати, большинство деревень живут благодаря лесопилкам, многие жители занимаются сбором ягод и других даров леса. В сентябре здесь сезон брусники, ведро которой, кстати, нам предлагали купить за 700 рублей.

К вечеру, когда проехали уже большую часть пути, преодолев развилку Молодежное – Малая Кема, у нас случилось первое ЧП: налетели на острый камень и пробили колесо. Благо в багажнике было две запаски (ЗИП-комплект для ремонта бескамерных шин не помог – порез оказался серьезным).

По пути от Тернея до Молодежного немного заплутали, случайно свернув на охотбазу, что на реке Обильной, и потеряли полчаса. Поэтому в Молодежный приползли только к 12 ночи. Решили спросить у местного населения дорогу к реке и поинтересоваться возможностью ночлега в деревне. Две молодые девушки, сидевшие на крыльце магазина, потягивая пиво, ответили, что можно переночевать в любом заброшенном бараке, их здесь много, так как люди уезжают. Однако ночевать в бараке мы не стали – двинулись дальше, благо нам объяснили куда. Оставались последние 35 км по лесу.

На месте были около 01.30. Все съезды к реке были заняты, не одни мы такие: кто на сплав, кто отдохнуть-порыбачить. Дорога до реки неплохая, в сухую погоду можно запросто проехать на легковом авто.

Первый день завершен: поужинали и легли спать в микроавтобусе, палатку решили не ставить – устали.

Чип и Дейл попрошайничают

С утра отправились рыбачить. Поначалу не везло. Но все приходит со временем, и опыт в том числе: изучили акваторию, перепробовали множество различных приманок, и появился первый результат – рыба!

У каждого из нас были разные снасти. У меня и Шуры – легкие спиннинги, у Яна – спиннинг более тяжелого класса. Я ловил большей частью на мух, пару рыб поймал на блесну. У Яна неплохо клевало на личинки ручейника, он поймал больше всех рыбы. А самого большого ленка поймал Шурик на блесну (бронзовый Mepps c красными точками).

Бродя по реке, обнаружили место с подъездом для машины, на которое решили переехать. Место было удобным и обустроенным, но очень грязным. Мы привели лагерь в надлежащее состояние, занялись приготовлением обеда. Бурундуки сновали вокруг нашего стола с продуктами и, становясь на задние лапки, выпрашивали еду. Иной раз зазеваешься – эти воришки уже в котелке сидят или по салону скачут.

В предыдущий вечер накрапывал дождик, с утра было пасмурно, но после обеда распогодилось, вышло солнце. Мимо нашего бивака проплывало большое количество сплавщиков. Некоторые причаливали – кто отдохнуть, кто лодку подклеить: на малой воде лодки сплавщиков бьют днища о камни.

Из наблюдений:большинство сплавляется на лодках «Турист-3». По словам рафтеров, для сплава это лучшая лодка, так как обладает хорошей вместительностью при минимальной осадке.

Ближе к вечеру Шурик поймал доброго ленка, который вечером угодил на сковороду, вместе с хариусами. За ужином вокруг стола сновали мышки, не боясь людей, пытались стащить что-нибудь съестное…

Божественная уха

Утром отправились рыбачить, каждый на свою приманку. Удачливее снова оказался Ян со своими личинками. Остальные поймали меньше, видимо, «гранаты не той системы».

Кстати, о гранатах: я оборвал в бурных потоках два «мепса» и три блесны неизвестного происхождения. А мухи Шурика вообще не вызвали аппетита у рыб, и он тоже оборвал пару недешевых блесен.

Обед был прост: полуфабрикаты, чай. Зато к вечеру, благодаря стараниям Яна, на столе стоял ароматно пахнущий котелок, содержимым которого была уха из свежего ленка и хариуса. Вот это еда! Пища богов!

Я попробовал в сумерках помышачить тайменя – увы и ах, и здесь неудача. После 20минутных стараний мыш приказал долго жить, и покинул меня в пенном потоке воды. Леска 0,35 не выдержала нагрузки.

Холодное утро

В верховьях холодать начинает раньше, чем в низине, у моря... Ян спал в автобусе, мы в палатке. Под утро стало ощущаться дыхание зимы, первым его почувствовал Шурик и ретировался в машину. Когда рассвело, обнаружили, что все вокруг покрыто инеем, включая палатку, посуда примерзла к столу, вода оставленная в кружке, промерзла до дна. Развели костер, вскипятили чай, согрелись и стали собираться домой.

Обратная дорога

Как обычно, домой без приключений добраться не удалось. Поскольку одно колесо было сменное, машина не очень хорошо вела себя на дороге, запаска оказалась с грыжей.

Заехали в Терней, который оказался ближайшим местом, где можно было отремонтировать пробитое по дороге на реку колесо (к слову – это 200 км). Поселковая СТО не работала, и один из местных порекомендовал заехать к «дяде Васе» на окраине деревни. Нашли его, поставили резину – двинули дальше. А по дороге пробили еще одно: заметили не сразу, оно спускало медленно. Постоянно подкачивая, дотянули на нем до Арсеньева, а там с шиномонтажом проблемнет.

Отремонтировавшись, двинулись дальше, благо больше происшествий не было, и в Артеме были около 24:00. Мы с Яном отправились во Владивосток, Шурик двинулся в Суражевку, к родственникам. Все, очередное путешествие завершено. В следующий раз, наверное, пойдем по Арму сплавом.

Подпишитесь на «За рулем» в