Возвышенная равнина
Идея поездки на плато Бечасын на границе Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии вызревала давно. Имеющаяся информация о конечной цели путешествия была довольно скудной: огромная безлесная территория (примерно 80 на 80 км) на высоте свыше 2000 м.
С погодой повезло: видимость «миллион на миллион», как говорят в авиации. Плана как такового не было, решили действовать по обстановке.
На плато заезжаем со стороны Карачаевска. На въезде в город заправляем наш Nissan Safari по полной, заливаем еще канистру – впереди дорога на Кисловодск. Очень, кстати, живописная дорога, кто не бывал в тех краях – рекомендую, но только в теплое время года: ездить в гололед по горам то еще удовольствие.
Миновав аул Верхняя Мара, поднимаемся на перевал Гумбаши. Год назад здесь обустроили горнолыжный склон (канатная дорога и необходимая инфраструктура прилагаются). Сразу после подъема на перевал вправо уходит грунтовая дорога, рядом с развилкой кафе. Несмотря на низкий сезон, оно работает – почему бы не отобедать?
Знаете, кого мы там встретили? Эстонцев! Они путешествуют по Северному Кавказу на своем Gelaendewagen с местным проводником. Эко их занесло! Пользуясь случаем, расспрашиваем их о дороге – вроде нормальная, хотя заграничные туристы отъехали недалеко.
Перекусив горячим борщиком и хычинами, отправляемся в путь – к доминирующему на юге Эльбрусу. Дорога действительно неплохая, укатанная и относительно ровная, можно даже устраивать чемпионат по классическому ралли. Чем мы и воспользовались, разгоняясь на отдельных участках до 90–100 км/ч. До окрестностей поселка Бечасын можно добраться и на обычной «недоприводной» машине, но только в сухое время года. На въезде в поселок консультируемся с местными жителями. «Есть дорога на ущелье Джилы-Су, но вы туда не проедете – много снега», – сообщили они. Нам не верится: на самом плато снега почти нет. Где-то поблизости должны быть нарзанные источники...
На развилке за Бечасыном указатель: «Джилы-Су – 43 км». Поворачиваем туда. Однообразная местность, отсутствие ориентиров, огромные пространства – вот лишь некоторые особенности данной местности. Дорога ухудшается: пошли глубокие колеи, серьезные лужи – легковушкам сюда нельзя. Еще одна развилка. Выбираем более наезженную дорогу, и опять ответвления – перед нами Т-образный перекресток.
Чтобы сориентироваться, поднимаемся на одну из высот (2430 м) с непонятным сооружением наверху. На востоке возвышается огромная плоская гора (Западный Кинжал), напоминающая скорее хребет, на северо-западе – Большой Бермамыт, западнее – Гуд-гора. С этой точки просматривается дорога, уходящая на Кичи-Балык и далее на Кисловодск. Надо будет как-нибудь заехать на плато.
Нам же предстоит спуск в ущелье реки Харбас, левого притока Малки. Чтобы не мучить тормоза (спуск довольно крутой), включаю понижающую. Почти в самом низу живописная вертикальная скала, откуда просматривается значительная часть ущелья. Еще ниже виден мост через речку и плакат – напоминание о том, что мы находимся в национальном парке и практически все, с чем ассоциируется отдых (лесной пикник, разведение костров и т.д.), здесь запрещено.
Подъем на противоположную сторону ущелья тоже довольно крутой, однако на пониженной Nissan Safari легко, почти на оборотах холостого хода лезет вверх. По пути попадаются зайцы и куропатки. Куропатки здесь обитают двух видов: небольшие (такие можно встретить в Ставропольском крае), пасущиеся крупными стайками по 10–15 особей, и крупные, наподобие полярных, по пять-шесть птиц. Хотя... Может, это и не куропатки?
Дорога, постепенно ухудшаясь, упрямо ползет вверх. Кто-то был здесь недавно – похоже на следы от «уазика», который развернулся в углубляющемся с высотой снеге. Мы же пробиваемся дальше и выезжаем на смотровую площадку с острым каменным столбом. Красота! Внизу ущелье реки Малка, а Западный Кинжал уже далеко на севере. Эльбруса вообще не видно – загораживают «пьедесталообразующие» высоты.
И вновь развилка: дорога, уходящая влево, спускается в ущелье Малки, правое направление сейчас непроходимо – очень глубокая колея в снеге. GPS-навигатор показывает высоту 2601 м – это мой автомобильный рекорд. На закате здесь очень холодно, по ощущениям не выше –10ОС. Судя по всему, на Джилы-Су нам надо вверх по правой дороге. В этих условиях принято нелегкое, но правильное решение: возвращаемся. Эх, до ущелья Джилы-Су остается каких-то 3–4 км по прямой – вот почему эту поездку надо было запланировать на июль – сентябрь!
В ущелье реки Харбас въезжаем уже в полной темноте. Костер (нарушаем – а что делать?), холодная ночевка. Помнится, в феврале прошлого года мы с сыном ночевали в машине на плато Лаго-Наки и долго не могли заснуть из-за жары. Нынче при той же внешней температуре (около –5ОС), укутавшись в одеяла, замерзли. Просто уже на спуске стрелка температуры охлаждающей жидкости двигателя была ниже «холодной» отметки С.
Безоблачное морозное утро. В ход идет запасная канистра солярки. Поднимаемся из ущелья и возвращаемся к знакомой развилке недалеко от поселка Бечасын. Во время завтрака к нам подъезжает «уазик» (тот самый, чьи следы мы вчера заприметили). Ребята на службе – работники геологической партии. Перекусив, движемся по их следам. Дорога идет по водораздельному хребту, разделяющему бассейны Черного (Худес – Кубань) и Каспийского (Харбас – Малка – Терек) морей. Кое-где ее просто нет, и если бы не наш проводник-«уазик», я бы дальше не поехал. Дорога ведет в ущелье, но нам туда не надо. Решено спускаться с плато другим путем – в ущелье реки Худес. Огибаем Эльбрус с запада и видим его уже одноглавым.
Ранее встречавшиеся следы машин куда-то пропадают, и, добравшись до серпантинного спуска в лесную зону, мы ощущаем себя первопроходцами. Сложность представляет именно этот спуск: довольно глубокая глинистая колея с крупными камнями. В дождливую погоду въехать на плато с этой стороны почти нереально (конечно, не для участников чемпионата России по трофирейдам).
Дальше дорога довольно сносная, каменистая. Уже внизу, возле реки, натыкаемся на стадо коров и яков. Но озадачили нас не животные, а две крупные сосны метров по десять – пятнадцать, лежащие поперек дороги. И откуда они взялись? Ведь только что навстречу проехали два УАЗа! Оказалось, местные забираются высоко на гору и рубят (воруют?) лес, отправляя оттуда сосны «своим ходом». Спустившись (как они вообще с бензопилой туда забрались?), лесорубы расчистили нам путь.
Без приключений выезжаем к старому поселку Эльбрусский и попадаем на уже знакомую дорогу Учкулан – Карачаевск. Как же приятно все-таки после бездорожья (пройдено более 200 км) выехать на асфальт! Кстати, будете здесь проезжать, не забудьте посетить нарзанный источник (на дороге есть указатель). Мы тоже набрали водички и взяли курс на Ставрополь.