Волшебный порошок
В былые времена автомобили приходили в парки по скупым разнарядкам, и транспортники были вынуждены «выкатывать» технику до полного исчерпания ресурса, после чего ее отправляли на капитальный ремонт. Комплексно его проводили на специализированных авторемонтных заводах (АРЗ). На них работали инженеры-выпускники кафедр ремонта автомобильнодорожных институтов МАДИ (Москва), КАДИ (Киев), ХАДИ (Харьков) некоторых других высших учебных заведений.
В каждом выпуске непременно были специалисты, выпускные работы которых посвящались восстановлению деталей машин и механизмов методом порошкового напыления. Вообще этому, считавшемуся некогда очень перспективным, методу наращивания изношенных поверхностей уделялось большое внимание, так как он позволял эффективно восстанавливать детали грузовиков и автобусов, особенно импортных, к примеру, немецкой IFA и чешской Tatra, запчасти к которым было проблематично приобрести даже при наличии связей во «Внешторге».
Применяемые сплошь и рядом методы наварки и наплавки не всегда давали желаемого результата, так как восстановленный слой металла мог отличаться от исходного по химическому составу (при наварке легирующие компоненты выгорают), а также по закалке, азотированию и другим характеристикам поверхности. Мало того, горячие методы оказывали сильное термическое воздействие на деталь, вызывая ее отпуск и коробление. Именно в этих условиях и проявились положительные свойства метода порошкового напыления металлов и в особенности его разновидности –плазменного напыления в среде защитных газов.
(Полный текст статьи читайте в журнале "Рейс" №3, март 2008 г.)