За автомобилем на край света

За автомобилем на край света

Психологический сбой

– Праворульное управление не сильно пугало, – продолжает рассказ Александр, – через пару часов я уже почувствовал себя уверенно. Сложнее пришлось приятелю, почти не имевшему опыта вождения на большие расстояния. На щебеночной объездной дороге, где сильно не разгонишься и требуется повышенное внимание, он почти не сбрасывал скорость и чуть было не сорвался на повороте в пропасть. Спасибо отбойникам и проезжавшим водителям – вместе мы сумели выдернуть Mitsubishi на дорогу, но на камнях почти полностью выщербился правый короб машины.

Хилым оказался мой помощник, которого я обещал вознаградить за нелегкое автопутешествие. Психологический сбой, как мне кажется, усилился от усталости и бытовых неудобств: семь суток ехали на Восток поездом, от Улан-Удэ в замерзшем вагоне. Не исключено, что он, запуганный рассказами о встрече с бандитами в тайге, окончательно обмяк и нервы его сдали: на одной из АЗС он бросил меня с машинами и сбежал.

И тут я пою хвалу женщине за рулем! Моя супруга Татьяна прилетела самолетом в Новосибирск, нашла нужную АЗС, без лишних слов села в малютку Nissan и как заправский водитель ушла за моей Mitsubishi на трассу. Проблем больше не возникало.

Не так страшен черт…

– Страшилок и баек накануне поездки я наслушался предостаточно. А потому мысленно проработал и пути отхода, и схемы защиты на случай нападения бандитов. Только мы в 11 вечера взяли курс из Владивостока на Уссурийск, как на одной из улиц к нам прилепилась Toyota, через несколько метров моргнувшая фарами. Мы расценили это как приказ остановиться, но, испугавшись, продолжили путь. Toyota, наращивая скорость, поравнялась с моей машиной, и я увидел за стеклом дюжих молодцев, через открытые форточки тыкавших пальцами вниз. Я воспринял это как ловушку: стоит остановиться – греха не оберешься…

Но вскоре я почувствовал легкую вибрацию колеса наподобие разбалансировки и припарковался под ближайшим фонарем, а мои «рэкетиры» дали по газам. Стало ясно, что ребята эти сигналили исключительно из добрых побуждений: хотели уберечь нас от аварии. Между диском и барабаном мы обнаружили застрявший болтик (наверное, попавший туда при замене колес передобратной дорогой) и, устранив перекос, вырулили на уссурийскую трассу.

А с настоящими рэкетирами все же довелось встретиться. На ночной стоянке под Красноярском некто подкатил к нам на шикарной иномарке и попросил денег на бензин, а когда получил отказ, угрожающе произнес: «А не махнуться ли нам машинами?» Отдавать Mitsubishi я не собирался. Вымогатель описал пару кругов вокруг нас и пообещал вернуться. Больше мы его не видели.

Я Сибири не боюсь

– На востоке нам попадались в основном «зеленые» АЗС с неплохим бензином, в начале декабря 95-й стоил около 23 рублей (в Волгограде – 21,5 рубля). Заправок на трассе хватает, но стоит критически относиться к указателям и знакам, которые нередко вводят в заблуждение. Например, написано, что до АЗС 20 км, а реально все 80 км. Поэтому лучше не опустошать бак до нуля и почаще дозаправляться.

Караваны машин тянутся по всей трассе почти до Урала, чаще всего в одном направлении.

Сервис организован неплохо – много кафе и столовых, где вкусно и недорого готовят. Есть где переночевать в безопасности, искупаться и даже попариться в бане. Цены вполне терпимые: помыться стоит 100 рублей, парная – 200, разогреть застывшую машину в горячем боксе – 50–100 рублей. А вот ближе к Башкирии, к местам более заселенным и шумным, сервис начинает хромать, да и цены повышаются.

От Уссурийска до Читы ехали около 2 тысяч километров среди сопок, тайги, степей, через замерзшие реки и редкие селения. Но запомнились не красоты природы, а удивительное бездорожье, рождающее патриотическую мысль: «При таких дорогах нас никто и никогда не завоюет!»

Дорога-полигон началась через 150 километров после Уссурийска: смерзшаяся комьями земля, клубы пыли, выстреливающаяся из-под колес щебенка, рвущие резину торчащие из земли острые углы камней. Скорость 40 км/ч, а впереди – сотни километров. Тут же замечаешь, как наш смекалистый народ, оберегая машины от повреждений, заклеивает уязвимые места липкой лентой, лейкопластырями, укутывает тряпками. Пришлось остановиться и случайно найденным куском ковролина (резина лопается на морозе) удлинить и расширить брызговики, чтобы защититься от летящих камней, ранящих днище и короба машин (даже водитель КамАЗа жаловался, что в его машине пробило бензопровод).

Прошли 30 километров жуткой дороги. Выдохнули: кажется, закончилось! Но нет, асфальт появился неожиданно, а на стыке удар, прыжок – и лопается покрышка.

Сковородино, мороз под сорок. Упираемся в песчаные холмы, дорога закрыта, объезд по деревушкам, но мы продолжаем двигаться по прямой разбитой федералке. Наконец-то нормальный асфальт. Но уже не покидает тревожная мысль: «Надолго ли такое удовольствие, ведь до родных пенатов еще 8 тысяч километров. Только бы выдержать! А может, нанять автовоз? Нет, братцы, я же профессионал, меня не испугаешь долгой дорогой и трудностями!»

Подпишитесь на «За рулем» в