Замок принцессы

Замок принцессы

Оставить автомобиль можно на проселочной дороге, а вверх к церкви Владимирской иконы Богоматери отправимся пешком (здесь все сплошные парадоксы) по Коммунистической улице. Прежде, как говорят старожилы, был и заезд, но мосток над огибающими поселок оврагами изрядно прогнил и теперь выдерживает только пешеходов. Холм, на котором находится церковь, насыпной. Не чета сегодняшним альпийским горкам – ландшафт здесь изменен не на шутку. Но и результат не замедлил сказаться – искусственные прудки, из которых забиралась земля для холма, заболотились, ветер, продувающий возвышенность со всех сторон, изрядно бодрит.

Открыт храм для посещений ежедневно с 8 до 17. В короткий световой день в нем особенно красиво, если в окна пробиваются солнечные лучи. Нам повезло: пока добирались, совсем распогодилось.

Иконы, потолочные росписи, дивная купель для крещения младенцев... А на подоконниках в тепле и умиротворении прекрасно чувствуют себя комнатные цветы – фиалки да герани, передавая атмосферу деревенского уюта.

Церковь двухэтажная, кованная железная дверь на втором этаже заперта. И только в щелочку можно разглядеть, что стены, пол и потолок оголены и оштукатурены, нагромождены доски, трубы; люстры такие же, как на первом этаже. Раньше здесь была трапезная с примыкающей часовней (трапезная пристроена в начале XIX века), а внизу придел Рождества Христова, где над входными вратами до сих пор изображена библейская сцена с сияющей звездой Вифлеема. Оба зала церкви обращены вытянутым овалом вперед, в направлении трапезной.

Огибающая входные врата лестница по обеим сторонам симметрично идет на второй этаж, перила поросли мхом и заплесневели. Только крыша и шпили двух башенок (одна, видимо, колокольня; другая устраивалась для часов) еще подкрашены и вырисовываются на небе четкими линиями. Здание будто врастает в почву неброским серым монолитом. Такой же материал и у достроенной позже, в середине XIX века, колокольни – камень разных оттенков серого, на земле лежат его «сородичи», возможно, для ремонта.

Вдоль ограды посажены сосны, молодые со светлыми иглами. А за ними – могила с деревянным крестом. Тихо.

Проект церкви приписывают великому зодчему В.И. Баженову и времени застоя кремлевского строительства (постройка была закончена в 1789 году), но факт этот не доказан. В основу плана положен эллипс, который никогда не использовался на Руси в церковном зодчестве и крайне редко в светском строительстве. Не будь увенчано крестами, строение напоминало бы замок, ведь вместо куполов на нем шпили, а готические окна просят остекления цветной мозаикой. Лестница, каких не знало наше храмовое зодчество, ждет золушкиного башмачка, а кружащий снежок навевает предчувствие сказки. И оно вас не обманет.

Подпишитесь на «За рулем» в