Светлый путь
Самым первым автомобилям – моторным экипажам – освещение досталось в наследство от карет и представляло собой простые фонари – либо с восковыми свечами, либо с небольшими горелками. Затем появились карбидные и ацетиленовые. Светили они не в пример ярче, но включать их было совсем непросто, запуск таких фар – целый ритуал. Сначала водитель должен был налить воды в специальный бачок с карбидом кальция, расположенный, как правило, на подножке автомобиля. Соединенный с водой карбид выделял ацетиленовый газ, который по трубке поступал к горелке, находящейся в отражателе. Чтобы зажечь огонь, приходилось открывать фару и подносить к горелке спичку. Через пару часов газ заканчивался, а горелка с отражателем покрывалась густым слоем копоти.
Накал идей
Ситуацию исправила лампа накаливания. Первая автомобильная электролампа была запатентована еще в 1899 году французской фирмой Bassee&Michel. Но только через десять лет лампы с нитью накаливания стали более-менее надежными. Генераторов на тогдашних автомобилях не было, и приходилось возить с собой тяжелые батареи, которые, в свою очередь, зависели от станций подзарядки. Ситуацию изменили два изобретения. Первым стало применение тугоплавкого вольфрама для нитей накаливания, менее восприимчивых к тряске и намного более экономичных. Такие лампы выпустила в 1906 году фирма Osram. В автопроме фары с вольфрамовой нитью американской компании Delco-Remy серийно устанавливались уже на Cadillac Model 30 в 1912 году. Второй инновацией оказалось появление через год системы BoschLight, которая освободила электросеть автомобиля от зарядных станций.
В 1913 году немецкая электротехническая компания Bosch выпускала единственный продукт для автомобилей – систему зажигания от магнето, являясь практически монополистом рынка. Тем не менее ее владелец, инженер Роберт Бош, решил расширить ассортимент. Поскольку автомобили становились все популярнее и рынок электрооборудования стремительно менялся, компания занялась производством осветительного оборудования. Исследования начались еще в 1910 году и уже три года спустя увенчались появлением системы освещения Bosch-Light, состоящей из фар, аккумуляторной батареи и генераторас реле-регулятором. Система оказалась настолько удачной, что уже за год было продано более трех тысяч комплектов для установки на автомобили. Вскоре система такого типа была распространена повсеместно.
Не слепить
С распространением фар накаливания появилась другая проблема – ослепление встречных водителей. Сначала ее пытались решить включением добавочного сопротивления, снижавшего накал нити, а следовательно, и силу света. Но самое оптимальное решение предложила та же фирма Bosch, в 1919 году создавшая автомобильную лампу с двумя нитями накаливания – для дальнего и ближнего света. К тому времени уже был придуман и рассеиватель, представлявший собой покрытое призматическими линзами стекло фары, отклоняющее свет вниз на дорожное полотно.
В те же годы лампы стали заполнять смесью аргона и азота, которая мешала нити вольфрама испаряться, тем самым делая лампы долговечнее. Следующим этапом стало применение в пятидесятые годы галогенидов – газообразных соединений йода или брома. В такой лампе галогенный газ вступал в соединение с испарившимся вольфрамом, при высоких температурах это соединение распадалось на составляющие вещества, и атомы вольфрама оседали на спирали. Лампы с галогенами, отлавливающими испаряющийся вольфрам и возвращавшими его на спираль, оказались еще более долговечными. Первую автомобильную галогенную лампу представила в 1962 году фирма Hella, а потом такие лампы стали уже массовым явлением.
Ксенон от рассвета до заката
Следующей страницей в истории автомобильного освещения стало изобретение ксеноновых ламп. Вернее, не само их изобретение, а адаптация к автомобилю, поскольку подобный светильник изобретен даже раньше лампы накаливания. Ксеноновая лампа представляет собой колбу, в которую под давлением закачана смесь инертных газов, большей частью ксенона. В эту же колбу подведены два электрода, между которыми и горит электрическая дуга, то есть эти лампы дуговые, или дугоразрядные. Основное преимущество ксеноновых ламп – мощное освещение при низком потреблении энергии. К тому же свет от ксеноновых ламп по спектру ближе к дневному, поэтому позволяет водителям лучше оценивать ситуацию на дороге. Он лучше «пробивает» завесу из тумана или дождя, освещая дорожное полотно, а не капли воды в воздухе.
Но и век ксеноновых ламп может оказаться не таким уж и долгим, так как будущее пророчат не газовым лампам, а светодиодам – полупроводниковым приборам, излучающим свет при прохождении тока. Пока они выполняют второстепенные функции в системах автомобильного освещения, но в будущем могут вытеснить лампы с позиций головного света. Светодиоды зажигаются мгновенно, за какие-то доли секунды, не требуют обслуживания и практически не перегорают, дают сильный и ровный свет.
Долгие годы фары имели только одну форму – круглую. И эта форма могла оставаться неизменной до тех пор, пока корпуса фар крепились отдельно от крыльев и капота, к тому же она являлась самой простой и оптимальной для производства. Но с развитием автомобильного дизайна потребовались и более сложные формы. Внедрение в производство фар термопластики позволило воплотить в жизнь многие дизайнерские идеи вроде вмонтированной в кузов светотехники.