Берег левый, берег правый
Чернавский мост – это не просто символ Воронежа, который так любят изображать на открытках. Это еще и составная часть резервной транспортной линии, соединяющей север и юг страны. Стратегический объект, культурно-исторический памятник, важнейшая транспортная артерия города – и при этом уже 20 лет он находится в состоянии реконструкции.
До сих пор транспорт ходит по временному сооружению, срок эксплуатации которого продлевают год за годом. Движение по временному мосту (длина – 362 м, ширина – 16 м) было открыто 7 декабря 1996 года. По проекту временное крыло должны были вывести из эксплуатации в 2003 году, именно тогда предполагалось закончить реконструкцию основного. Дело в том, что времянка установлена на пустотелых сваях-оболочках. Опоры состоят из двух-трех или четырех свай, размер каждой из них составляет 8 м в высоту и 1,6 м в диаметре. Эта конструкция не была рассчитана на многолетнюю эксплуатацию, и в 2006 году выяснилось, что мост накренился на 25 градусов. Специалисты Воронежского государственного архитектурностроительного университета дали заключение, что при дальнейшей эксплуатации моста, особенно при температуре воздуха выше 30 градусов, может произойти сдвиг одной из опор и обрушение конструкции.
Главной проблемой оказалось смещение балансира – металлической конструкции, состоящей из нескольких усеченных цилиндров и компенсирующей нагрузку на пролетное полотно. В результате мост на несколько месяцев закрыли для движения большегрузного транспорта и пассажирских автобусов, что создало значительные перегрузки транспортного потока в центре города. У многих водителей путь от дома до работы увеличился на час-полтора. Опоры починили, и движение возобновилось, но реконструкция Чернавского моста осталась одной из самых больных проблем городского движения.
История вопроса
Чернавский мост – одно из самых древних инженерных сооружений города. Первая деревянная конструкция была возведена еще в 1768 году (тогда он назывался Чернавским переездом), после чего мост неоднократно перестраивался. В 1909 году он стал бетонным, однако во время войны, в 1942 году, мост был взорван отступающими советскими войсками. То сооружение, которое можно видеть на большом количестве сувенирных открыток Воронежа, – классическая арочная конструкция – было построено уже после войны, в 1959 году. Достаточно современный по тем временам мост прекрасно справлялся с транспортным потоком, но с появлением в 1972 году Воронежского водохранилища начались проблемы. Мост, спроектированный в расчете на небольшую реку, оказавшись в условиях более агрессивной среды, стал медленно, но верно разрушаться. При его строительстве использовались солевые добавки-пластификаторы, которые справлялись с чистой речной водой, но ставшее городским отстойником водохранилище оказало на них самое пагубное действие. Соль из бетона стала разъедать металлическую арматуру, а та, в свою очередь, увеличиваясь в объеме из-за коррозии, начала разрушать опоры. В результате в конструкции пролетов появились дефекты и мост стал небезопасен. В 1983-м специалисты, обследовавшие сооружение, обнаружили признаки разрушения отдельных элементов. Еще через два года конструкцию изучила спецорганизация, занимающаяся испытанием мостов, и квалифицировала ее состояние как предаварийное. Тогда обсуждалось несколько вариантов решения проблемы: усиление несущих конструкций, строительство моста с шестиполосным движением, расположенного выше существующего…
В попытках спасти мост в 1988 году опоры были усилены, но процесс разрушения уже стал необратимым, и было принято решение о капитальной реконструкции. Транспортный поток пустили по временному металлическому мосту, проложенному параллельно, а основной мост закрыли и начали разбирать.
Чернавский мост – собственность муниципалитета, однако осилить его капремонт городской бюджет был не в состоянии. Реконструкция затягивалась, в какой-то момент работы практически прекратились, а временному мосту становилось все хуже. Сейчас очевидно, что 20-летняя история реконструкции Чернавского моста в ближайшее время благополучно закончится. В 2008 году в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» на реконструкцию моста выделено около миллиарда рублей, из них 647 миллионов – средства федерального бюджета, 277 – областного. Это позволит завершить строительство в 2009 году и наконец избавиться от одного из узких мест дорожной сети.
Новый облик
Как бы ни хотелось архитекторам сохранить исторический облик Чернавского моста, к которому так привыкли воронежцы, арочная конструкция была признана несовременной и не отвечающей возросшим требованиям к подобным сооружениям. Новый мост возводится по балочно-неразрезной технологии – это гораздо более технологичное и надежное решение. Впрочем, в эстетических целяхпредполагается установка в пролетах декоративных арок, которые не будут нести нагрузки. При этом нижняя опорная часть старого моста сохраняется, заново построят только береговые опоры.
После окончания строительства капитальных опор на них будет производиться продольная надвижка неразрезного пролетного строения. Этот процесс выглядит следующим образом: цельная балка наращивается на левом берегу и постепенно продвигается по опорам в направлении правого. По ширине она будет такой же, как действующий сегодня мостовой переход. После завершения этих работ движение перебросят с временного моста на новую конструкцию.
Работающее сейчас временное крыло тоже будет использовано в строительстве – после переключения транспортного потока на новый пролет мостовое полотно времянки будет передвинуто на новые опоры и станет единым целым с новой конструкцией. Это достаточно сложная инженерная операция, практически уникальная для России, – полотно будет переноситься целиком, без демонтажа. Таким образом, новый мост станет в два раза шире старого, что позволит ликвидировать бутылочное горлышко, в котором неизбежно скапливались автомобильные пробки.
Последним этапом строительства станет демонтаж опор временного моста.
Разгрузочные перспективы
Новый мост, как предполагается, на 20% разгрузит городское движение. Это связано не только с расширением самого мостового перехода, но и с введением в эксплуатацию трех транспортных развязок на правом берегу у всех воронежских мостов, что позволит наконец организовать сквозной проезд вдоль набережной. Сейчас дорога по берегу, разорванная в районе Чернавского моста, не имеет нормальных выездов на верх правого берега и заездов на мосты. Кроме того, состояние покрытия на участке между Чернавским и Северным мостами, мягко говоря, неудовлетворительное.
Если этот проезд будет реконструирован, то он сильно разгрузит проспект Революции, обеспечив нормальную транспортную связь Юго-Западного района и района Березовой Рощи. Сейчас от развязки возле Юго-Западного рынка попасть в район СХИ можно только по перегруженному проспекту либо делая большой крюк через Северный район, а после открытия проезда можно будет объехать центр по маршруту Матросова – Грамши – набережная – развязка у «Динамо».
К этому было бы логично присовокупить прямой выход срезки Антонова-Овсеенко – бульвар Победы на Северный мост, что было бы решением большинства «пробочных проблем». Сейчас транспортный поток намертво вязнет в районе улиц Шишкова и 45-й Стрелковой дивизии, но это отдельный большой вопрос. Будем надеяться, что и на его решение деньги в конце концов найдутся, – все-таки грядущее благополучное завершение реконструкции Чернавского моста внушает оптимизм.