В двух шагах от колес

В двух шагах от колес

Адресую мудрые слова старины Конфуция, а он советовал «остановиться на бегу, оглянуться на распускающуюся ветку дерева», нашим пешеходам, спешащим перейти улицу в неположенном месте да еще на красный свет. Именно они в ряде случаев становятся виновниками ДТП.

Печальная статистика свидетельствует: в России на дорогах ежегодно погибает более 13 тысяч бесколесных граждан, около 60 тысяч становятся калеками.

Только за первую неделю июня на улицах Волгограда и области произошло 45 ДТП; три человека погибли, 49 получили травмы. Как сообщила сотрудница отдела организационно-аналитической работы и безопасности движения областного управления ГАИ ГИБДД Н.В. Никуйко, за пять месяцев года по области зафиксировано 366 260 нарушений. В 1005 дорожно-транспортных происшествиях 139 человек погибли, 1168 травмированы; 49 404 пешехода привлечены к административной ответственности. Крупными штрафами, и не только, отделались 313 тысяч водителей. За этот же период в Волгограде произошло 4333 ДТП, в которых погиб 31 человек, 492 были ранены (большинство из них пешеходы).

Начальник областной ГАИ ГИБДД В.И. Григоров отметил тенденцию к снижению числа ДТП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отрадно, что на 17,5% снизилось количество ДТП из-за нарушения правил дорожного движения пешеходами.

Автор этих строк провел блиц-опрос на самых оживленных перекрестках нашего города, встречался с инспекторами ДПС, с пешеходами и водителями. Лейтенант С.В. Наумов, который следит за соблюдением правил на перекрестке проспекта Ленина и Краснознаменской улицы, на моих глазах остановил водителя маршрутного такси, пытавшегося проскочить на запрещающий сигнал светофора. Отделался тот сравнительно легко – штрафом в 700 рублей.

– В нарушении ПДД на 80% виноваты водители, но и пешеходы у нас еще те, – заметил Сергей Владимирович. – За шесть лет работы инспектором я задержал несколько сотен нарушителей. Думаю, штрафные санкции в отношении пешеходов пора ужесточить: что для них сто рублей!

На перекрестке улицы Симонова в районе «Семи ветров» девушка перебегает улицу буквально перед несущейся машиной. Представляю, каково в этот момент водителю, едва успевшему затормозить...

Интересно, а каково мнение водителей на этот счет? Спрашиваю об этом владельца «жигуленка», на котором добираюсь до редакции. Увидев журналистский значок на пиджаке и узнав, где я работаю, представился: Козлов Петр Прокофьевич, бывший инспектор ГАИ, водитель с 30-летним стажем.

– Соблюдать правила дорожного движения, а они ясны как божий день, надо всем – и водителям, и пешеходам. Наезды случаются чаще всего в непогоду, в темное время суток, а особенно в сумерки. Водитель в эту пору еще не привык к темноте, да и фары его машины не дают должного освещения дороги. Ближе к ночи уличные фонари, свет от окон домов создают иллюзию, что водитель едет по светящемуся коридору. Пешеход появляется из темноты так неожиданно, что времени затормозить уже не хватает. Особенно часто ДТП случаются в выходные, когда движение не такое интенсивное. Нередко под колеса попадают дачники... Пора ужесточить закон и 100-рублевый штраф увеличить в десять раз, вот тогда подействует.

Беседую с инспектором ДПС на посту, что на 2-й Продольной. Фамилию он так и не назвал, мол, не положено, связывайтесь с руководством. Уговорил-таки его рассказать о штрафных санкциях за наезд на пешеходов.

– Если потерпевший при этом отделается легкими ушибами, владелец машины заплатит штраф 1500 рублей и лишится водительских прав на год. За нанесения вреда средней тяжести здоровью штраф составляет уже две тысячи, водителя лишают права управления транспортным средством на полтора-два года, за тяжелое увечье – от 2 до 5 лет ограничения свободы. После отбывания срока за руль владелец машины не сможет сесть около 3 лет. За гибель пешехода водитель прощается со свободой на пять лет, а если в ДТП погибло двое и более человек, то и на десять.

– А если водитель сел за руль в нетрезвом состоянии? – спрашиваю инспектора, памятуя, что за пять месяцев к административной ответственности привлечено 2510 водителей, задержанных в нетрезвом состоянии.

– То лишится и прав, и большой суммы денег. А еще его ждет арест на 15 суток.

– С 1 июля допускается содержание алкоголя в крови водителя на уровне 0,3 промилле.

– Я не сторонник этого нововведения. Где гарантия, что любитель горячительных напитков на допустимой норме остановится? Даже минимальная доза спиртного рассеивает внимание, притупляет реакцию...

По словам начальника областной Госавтоинспекции, с 1 июля у нас введено видеонаблюдение на самых оживленных трассах, на аварийно-опасных и сложных участках и перекрестках. Надеюсь, это отрезвит и остановит нерадивых водителей, которым придется чаще поглядывать на спидометр.

Не так давно я побывал в Германии, где поразился не столько идеальному состоянию дорог, сколько дисциплинированности тамошних водителей и пешеходов. Водители останавливаются, пропуская пешеходов до того, как загорится красный сигнал светофора. И сами пешеходы не переходят улицу стремглав, как только появится разрешающий сигнал, а ждут несколько секунд: мало ли, вдруг какойнибудь заезжий владелец Cadillac окажется подшофе.

Дорожных полицейских на улицах Берлина увидишь редко. Но как только какой-нибудь гастарбайтер, негр или турок вдруг неожиданно кинется под колеса мчащейся машины, внезапно появляется машина зеленого цвета и необязательно с надписью «Полиция». Нарушителей порядка тут же увозят в участок. Не знаю точно, какие в Германии штрафы за нарушение ПДД, но охотников попасть в полицию мало.

Возвращаясь поздно вечером в гостиницу, что в районе Шпандау, остановил такси. Водитель, к счастью, оказался русским немцем, переехавшим в фатерлянд на гребне перестроечной волны. Мы мило беседовали, благо путь был неблизкий. От Александерплац, где я сел, до Шпандау километров десять. Александр Шнитке, так звали немца, рассказал, что жизнью за границей и заработком вполне доволен. Во всяком случае он в десятки раз больше того, что Александр зарабатывал в России.

Таксист вдруг резко затормозил, увидев полицейского с поднятым жезлом. Дорожный инспектор вежливо объяснил, проверив водительские права, что герр превысил скорость. И не мешкая выписал штрафную квитанцию. Водитель безропотно вытащил бумажку в 20 евро (на его месте наш российский водитель стал бы канючить).

– Порядок есть порядок, – сказал мне новый знакомый. – Спорить тут бесполезно.

– И намного превысили скорость? – спросил я его.

– Да нет, копейки, всего на 5 км. Заболтался я тут с вами.

Мои надежды, что он по знакомству скостит мне стоимость проезда до Шпандау, лопнули как воздушный шарик...

Завершаю материал на злободневную тему «водитель-пешеход-ДТП» все же на оптимистичной ноте. До чего же просто соблюдать, как закон, правила дорожного движения, чтобы не попадать в опасные ситуации. И любое ужесточение штрафов, а то и сроков заключения, за тяжелые увечья и гибель пешеходов тут не поможет, пока до каждого из нас не дойдет: надо свято чтить ПДД и сигнал светофора.

Подпишитесь на «За рулем» в