Белорусская переправа

Белорусская переправа

Непростая биография

Когда-то на месте нынешнего путепровода была обычная дорога с твердым покрытием, построенная еще в начале XIX века. Примерно через 50 лет параллельно Бутырскому Валу проложили ветку, соединившую Петербургское и Смоленское направления железной дороги, и на площади Тверской Заставы появился переезд со шлагбаумом. После этого в окрестностях будущего моста стали возникать перманентные проблемы с движением, просуществовавшие вплоть до его сооружения в 1914 году. Рассчитанный на гужевой транспорт, собственно путепровод не претерпел с тех пор никаких изменений. Со временем появились лишь пробитые под ним тоннели (для поперечного движения со стороны Тверской Заставы и для разворотного со стороны 2-го часового завода), а также связка с одним из входов на станцию метро «Белорусская».

Как выясняется, в течение без малого 100 лет своей безупречной службы мост ни разу не ремонтировали капитально, поэтому со временем он порядком одряхлел и к тому же перестал соответствовать как требованиям автомобилистов, так и стандартам безопасности железнодорожников. Недавние обследования показали, что его опоры практически утратили свою несущую способность, арматура безнадежно проржавела, а элементы, сделанные где из бетона, где из кирпичной кладки и металлических конструкций, подверглись серьезному разрушению.

– Вопрос о сохранении Белорусского моста как объекта культурно-исторического наследия очень серьезно обсуждался на уровне правительства Москвы, – рассказывает Борис Никитин, главный специалист ГУП «Мосинжпроект». – Предлагалось, например, оставить все как есть, повысив его пропускную способность за счет сокращения нормативной ширины полос и тротуаров, но, принимая во внимание самое главное – состояние путепровода, от подобных полумер все-таки решили отказаться. Тем более что существующие габариты этого сооружения совершенно не устраивают руководство МЖД. Таким образом, согласно окончательному варианту проекта будет сохранено только то, что еще можно сохранить – фрагменты перил из чугунного литья (тоже, кстати, сильно пострадавшего от коррозии), часть облицовочных гранитных плит, фонари, пилоны, то есть в основном «декор». Сама конструкция будет полностью заменена, но первоначальный облик моста, который создают фонари, витые перила, каменная облицовка, ему, конечно же, в основном вернут.

Ренессанс

По словам Бориса Никитина, ширина проезжей части Белорусского путепровода после реконструкции увеличится с 35 до 53 метров, позволяющих организовать 12–13 полос. Пять из них будут открыты для движения в направлении центра, восемь (а на некоторых участках семь) – в направлении области. Для того чтобы сооружение могло без помех «принять», а затем «выпустить» поток с Бутырского Вала, в его конструкции предусмотрена довольна большая платформа в виде кармана-выступа размером 20 на 30 метров. Она будет располагаться над железнодорожными путями и одновременно может использоваться в качестве смотровой площадки – пространства для стоянки экскурсионных автобусов здесь достаточно.

Сбудутся, наконец, и мечты железнодорожников: высота собственно моста относительно путей составит минимум 6,7 метра вместо прежних 5,6 метров. За счет этой прибавки в «росте» увеличится и его протяженность – с 200 до 300 метров.

Поскольку старый мост предстоит разобрать до последнего «бревнышка», а движение по Большой Ленинградке (Тверская ул. – Ленинградский пр-т – Ленинградское ш.) прерывать нельзя, на период строительства нового моста «Мосинжпроект» предлагает запустить так называемую временно-постоянную объездную дорогу.

– Она будет представлять собой 8-полосную эстакаду, которая пройдет параллельно путепроводу в одном с ним уровне со стороны Бутырского Вала и 5-й улицы Ямского Поля, – поясняет г-н Никитин. – Часть ее элементов (например, некоторые опоры, а также тот отрезок проезжей части над железной дорогой, который затем послужит смотровой площадкой) будут использованы при возведении моста, остальное после его ввода в эксплуатацию демонтируют.

В рамках проекта

Кроме реконструкции путепровода и строительства объезда, на этом участке Большой Ленинградки запланирован ряд других важных мероприятий. Одним из них станет сооружение двух трехуровневых подземных паркингов, которые разместятся непосредственно под дорогой – первый со стороны площади Тверской Заставы, второй – со стороны 2-го часового завода. В сумме эти два гаража должны дать порядка 650 машиномест. Несколько изменится и боковой проезд Ленинградского проспекта в направлении области: за счет газонной части и частичной вырубки деревьев на расположенном здесь бульварчике он получит две дополнительные полосы.

Серьезные пертурбации ожидаются на пересечении Ленинградки с улицей Правды, где действует светофорное регулирование и имеется наземный пешеходный переход. На первом этапе светофор останется, но в недалеком будущем на уровне правительства Москвы будет принято решение о строительстве здесь нового транспортного узла с подземными переходами и тоннелем, без светофоров. Наконец, последнее нововведение, которое ожидает автомобилистов после возрождения Белорусского моста, – реорганизация движения на улицах Нижней и 1-й Ямского Поля, которое должно стать односторонним с учетом проекта реконструкции завода «Слава» (только в направлении Ленинградки).

Реальные темпы

Хотя вопрос со сроками работ на путепроводе теоретически ясен (согласно постановлению правительства Москвы реконструкция всей Большой Ленинградки должна завершиться в 2009 году), ожидать таких темпов на практике не приходится. По всей вероятности, подготовительный этап стартует ближе к Новому году, но, как считают в «Мосинжпроекте», непосредственно мостом строители займутся в начале 2009-го, завершив его возведение к началу 2010 года. Соответственно чуть раньше будет запущена объездная дорога.

В общей сложности процесс займет порядка 2,5 года. В настоящее время определением сроков строительства занимается заказчик ООО «Стройинком-К».

Подпишитесь на «За рулем» в