Там, где еще не ступала шина

Там, где еще не ступала шина

О приоритетах

«На Кавказе есть гора – самая высокая!..» И это энциклопедический факт – Эльбрус, на который нам требовалось взобраться, чтобы ощутить всю прелесть зимы посередине лета. Но перед многотрудным восхождением журналистской братии предстоял день экскурсионной акклиматизации. О нем просто нельзя не упомянуть, пусть и вкратце.

По первому впечатлению Республика Кабардино-Балкария – мир туристов, таксистов и коров, возможно, диких, по крайней мере пастуха они в глаза не видели. Всю дорогу из Минеральных Вод через Нальчик на Чегем мы наслаждались видами горных хребтов и отстаиванием своего права двигаться по шоссе. Ибо, и это вовсе не гротеск, главным на местных магистралях является крупный рогатый скот. Некоторые представители оного доказывали свое преимущество, весьма недвусмысленно опустив выю и «стуча копытом грозно по мостовой». На правах гостей-чужаков мы вели себя миролюбиво, зачастую уступая суровым хозяевам движения дорогу. Впрочем, шутки закончились еще на подъезде к Чегемскому водопаду.

Лирическое

Это надо видеть! Снежные вершины, нависающие уступы, шумные горные реки – все разом меняет представление не только о течении времени, но и о метрической системе. Согласно законам физики, по моему скромному убеждению, пара-тройка подмытых селевыми водами скал должны были немедленно раздавить наш несчастный урбанистический Ford Transit. Ан нет. Они висят себе, затрудняюсь сказать, какое уже столетие и, по уверениям местного населения, разбившего свой бивуак прямо под утесом, будут висеть как минимум еще столько же. Глядя в глаза этих людей, почему-то проникаешься доверием к их словам. Скрепя сердце и ощущая внутренний трепет, встаю под уступ – там не так моросит с верхних водопадов. Самый большой из них – Чегемский. Он же и самый «культурный»: место паломничества туристов и заработка горных жителей. Если абстрагироваться от ярких фотографических вспышек на фоне набитых соломой осликов, можно не только вспомнить – написать собственную кабардинобалкарскую поэму! Конечно, если Всевышний талантом не обделил. Но мы-то, увы, лишенцы на этом празднике жизни. Наша дорога лежит дальше: через Тырнауз в Приэльбрусье, к конечной точке назначения, имя которой поселок Терскол, гостиница «Cемь вершин». В общем, обратно в цивилизацию, где планировалось провести ночь перед восхождением.

Знакомьтесь, горы

Еще в Москве за пару недель до вылета организаторы предупреждали участников тест-драйва о беспощадном горном солнце. Помноженное на ветер, оно обретает в прямом смысле уничтожающую силу: обгореть на Эльбрусе – раз плюнуть. Столь же уязвима и сетчатка: глаза на вершине лучше поберечь. Обратная сторона медали – переменчивость температуры. Достаточно небольшой облачности, чтобы градусник за считаные минуты достиг минусовой отметки. О таких мелочах, как разреженный воздух на 4-километровой высоте, бравые журналисты не особенно задумывались. До тех пор, пока гостиничный врач не начала утренний рассказ о первых симптомах кессонной болезни. После увлекательного повествования у доброй половины новоиспеченных «скалолазов» возникло устойчивое желание провести тест-драйв внизу, в бассейне «Семи вершин». Тем не менее вопреки формальной логике, вооружившись сильным кремом от загара, солнцезащитными очками, зимними куртками и коньяком для расширения сосудов, все как один отправились покорять Эльбрус.

…А тем временем

Тест-драйв шин предполагает наличие хотя бы одного автомобиля. Пока мы готовились к восхождению, инструкторы «Экспертов приключений» шаг за шагом поднимали на Эльбрус три машины Ford Focus, обутые в Cordiant SNO-MAX. Первая отметка – 3800 м над уровнем моря. До нее ведет жесткая гравийная, местами почти непролазная трасса, поднимающаяся вверх под углом 30 градусов, а порой, пожалуй, и больше. Часть маршрута Focus мужественно преодолевает собственным ходом. На бездорожных участках автомобили грузятся на военные тягачи, причем инструктор остается в машине, контролируя ее стабильность в кузове. Экстрима, как вы понимаете, больше чем достаточно. Наконец, промежуточная вершина «3800» покорена. Остается последний марш-бросок в 1600 м (перепад высоты 500 м) по крутому снежному склону – и Ford Focus станет первым современным автомобилем, побывавшем на снежных склонах Эльбруса! Увы, кессонная болезнь перво-наперво сразила ДВС. Из-за нехватки воздуха бензиновые двигатели с трудом заводились и безнадежно глохли при попытке тронуться. Старания экспертов обмануть датчики кислорода и «расшевелить» машины не увенчались успехом. Лирика лирикой, а физические законы на Кавказе все-таки действуют.

С тремя пересадками

Пребывая в полном неведении о печальной участи, постигшей автомобили, мы начинаем восхождение… с первого подъемника. У подножия две канатные дороги. Предпочтение отдается более медленной, но современной. В уютную кабинку можно залезть вшестером, отчаянные сорвиголовы так и поступают. Мы же грузимся по четыре, рассаживаясь напротив друг друга, чтобы соблюсти развесовку кабины. Под мерный гул электродвигателей добираемся до первой станции. Высота порядка 1000 метров. Дышится легко и свободно. Чего пугать-то было?

Внешний вид второго подъемника говорит сам за себя. Выпущены эти многоместные вагончики явно во времена Ноева ковчега. Тут все ручное: два управленца-оператора внизу и вверху плюс юноша-«утешитель», развлекающий вас во время поездки рассказами о том, сколь редко бывают несчастные случаи на «канатном» производстве. Внизу наблюдаем обрывки тросов… Словом, Стивен Спилберг отдыхает. Но вот позади и вторая часть восхождения. Дышится по-прежнему нормально. По совету бывалых принимаем на грудь профилактическую пробку коньяку.

Третьей в очереди становится одноместная «канатка», почти скребущаяся по скалистому склону; 15-минутный рейс заканчивается на отметке 3800 м, где мы обнаруживаем замерший перед обрывом недвижимый Ford Focus. В отличие от автомобилей команде Cordiant Press Race разряженный воздух нипочем. Оседлав ратраки (специальные транспортные средства на гусеничном приводе), мы достигаем высоты 4300 м – конечной точки восхождения.

На заснеженной поляне

Размеренность и степенность – вот, пожалуй, ключевые слова, которыми можно определить жизнь на более чем 4-километровой высоте. Палатка, разбитая на «финишной'BB точке организаторами, изобиловала едой и напитками разной температуры и крепости (из последних подавался глинтвейн).

Расположившись на импровизированной скамейке, мы вдыхали незнакомой свежести воздух и наслаждались видом покорителей абсолютных высот, проходивших мимо нас, степенно перебирая лыжными палками. В силу недееспособности автомобилей презентация приобрела иной формат. Искусную пирамиду из шин Cordiant SNO-MAX журналистам представили две столичные красавицы, улыбки которых затмевали полуденное горное солнце. Десятиминутная суета папарацци закончилась предсказуемой отдышкой. Впрочем, это ничуть не омрачило общего впечатления от восхождения на высочайший горный массив Кавказа.

И о главном

К сожалению, виновник захватывающей экскурсии волею судеб остался за кадром. Практического знакомства с новой шиной не состоялось. Точнее, оно ненадолго перенеслось: по уверениям представителей компании Cordiant, тестдрайв будет проведен сразу с первым московским снегом. До тех пор мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми функциональными характеристиками и результатами независимых тестов шины SNO-MAX, о которых мы узнали со слов представителей компании.

Итак, хорошую устойчивость, управляемость и уверенное торможение новой шине призваны обеспечить сплошное центральное ребро и ламели зигзагообразной формы. Расширяющиеся канавки, по мысли производителя, должны послужить надежной защитой от аквапланирования. Отдельного разговора заслуживают шипы. Многофланцевый шип длиной 11 мм и диаметром 8 мм произведен в Финляндии компанией Scason. На 13-дюймовые шины устанавливается 90 шипов, на 14–15-дюймовые – 110, на 16-дюймовые – 128. Каждый шип снабжен специальным индикатором обкатки в форме снежинки.

По результатам испытаний, проведенных финским независимым центром тестирования зимних шин Test World в Имало, SNO-MAX заслужила самые высокие оценки и была признана не только лучшей зимней шиной российского производства, но и реальным конкурентом премиум-брендам. Правда, вопрос, каким именно западным производителям она составит конкуренцию, компания держит в тайне. Что же, подождем тест-драйва. Согласно метеопрогнозу, до негоосталось чуть больше месяца…

Подпишитесь на «За рулем» в