Сцепная реакция. Обзор автомобильных сцеплений

Сцепная реакция. Обзор автомобильных сцеплений

Какие бывают

Изобретение сцепления приписывают самому Карлу Бенцу. Так или иначе, но это один из самых консервативных узлов автомобиля. После многочисленных экспериментов специалисты пришли к выводу, что на обычных легковых автомобилях с механическими коробками передач лучше всего устанавливать сухое однодисковое сцепление нажимного типа с диафрагменной пружиной. Сегодня это самый распространенный тип. Состоит такое сцепление из пяти основных частей: ведомого диска, нажимного диска, диафрагменной пружины, кожуха (корзины) и выжимного подшипника. Ведомый диск с фрикционными накладками зажимается между маховиком и нажимным диском мощной диафрагменной пружиной. Водитель, давя на педаль, выключает сцепление — нажимной диск отходит, и сцепление размыкается. А когда водитель отпускает педаль, нажимной диск вновь прижимает ведомый диск к маховику. Следует короткая пробуксовка фрикционных накладок, лепестки специальных лепестковых пружин ведомого диска сжимаются – и сцепление замыкается, жестко соединяя двигатель с трансмиссией. Именно за счет фазы сжатия лепестковых пружин ведомого диска и пробуксовки фрикционных накладок автомобиль в состоянии плавно тронуться с места. Но в результате многократных циклов выжима – выключения сцепления фрикционные накладки изнашиваются, истончаются и рано или поздно выходят из строя.

Существуют еще сцепления вытяжного типа – когда диафрагменная пружина не нажимается внутрь, а вытягивается наружу. Для высоких нагрузок, таких, какие бывают в спортивных машинах, применяется также керамическое сцепление с высоким коэффициентом трения. Однако оно «схватывает» достаточно резко, поэтому непригодно для использования в стандартных автомобилях.

Для грузовых автомобилей часто используются двухдисковые сцепления. Встречаются также сцепления со вторым диском, который служит для привода дополнительных элементов – насоса, лебедки, пожарной помпы.

В современных конструкциях с роботизированным управлением КП для повышения плавности хода стали использоваться двухдисковые сцепления. Здесь диски работают попеременно, один из них, отвечающий за нечетные передачи в КП, например, нажимается, а второй, который работает с четными передачами, в этот момент отпускается. Автомобиль с таким приводом разгоняется плавно, без рывков – как троллейбус.

Спортивные сцепления отличаются возможностью мгновенной передачи крутящего момента от двигателя на трансмиссию автомобиля. Естественно, о комфорте и длительном сроке эксплуатации здесь речь не идет.

Что меняем

Сегодня многие фирмы продают сцепления комплектами. И хотя первым в этой конструкции обычно изнашивается ведомый диск, производитель настоятельно рекомендует менять весь узел в сборе. Нет смысла экономить на пуговицах – например, пытаться заменить только диск, оставив уже изношенную корзину. Дело в том, что само сцепление стоит относительно недорого, но, чтобы до него добраться, приходится снимать коробку передач. А это уже операция трудоемкая и затратная. Если же вслед за диском полетит еще какая-нибудь деталь, например выжимной подшипник, процесс придется повторить. Точно так же при замене коробки передач имеет смысл заодно обновить и сцепление.

Нужно также помнить, что не только само сцепление отвечает за выжим; необходимо проверить и все элементы привода – вилку перемещения выжимного подшипника, направляющую втулку, состояние троса или гидропривода. При малейшем сомнении нужно заменить сальники первичного вала КП и коленвала. Если в конструкции есть опорный подшипник первичного вала КП, придется менять его вместе со сцеплением.

А с выбором сцепления определиться просто: его лучше сделать в пользу известного бренда. Если известно, что конкретная фирма поставляет узел на конвейер – значит, и на вторичном рынке качество будет хорошим. Подделки и контрафакт по-прежнему встречаются на нашем рынке. Определить подделку рядовому покупателю непросто, а порой и невозможно. Здесь можно лишь порекомендовать покупать через официальных дилеров, а их списки всегда можно найти на сайтах представительств.

В среднем ресурс сцепления при условии езды в городском режиме с его вечными пробками и бесконечными светофорами – 80–100 тыс. км. Но это именно тот случай, когда многое зависит от манеры езды. При желании убить сцепление можно всего за 5–7 минут.

Подпишитесь на «За рулем» в