Китайцы атакуют. Будущее китайских марок в Росии
Лиха беда начало
Первые автомобили китайского производства официально были проданы в России в 2004 году.Первопроходцем стала марка Tianye с пикапом Admiral, который в том году разошелся количеством всего 260 машин. В следующие несколько лет число китайских марок и объемы их реализации в нашей стране неуклонно росли. В 2005 году было продано 6733 автомобиля из Поднебесной, а их доля на российском рынке иномарок превысила 1%. А уже в 2006 году число продаж выросло более чем в три раза – почти до 23 тысяч машин (2,3% рынка иномарок). В прошлом году китайская экспансия в Россию получила новые масштабы. Количество брендов из Поднебесной достигло 14, было продано порядка 57 тысяч автомобилей, что составило 3,5% от общего объема реализации иномарок. Показательно, что все за редким исключением китайские марки увеличили свои продажи.
День сегодняшний
Текущий год стал переломным для китайских автопроизводителей в России: по итогам первого полугодия в нашей стране продано около25 тысяч машин из Поднебесной, а их доля нарынке иномарок сократилась до уровня 2006года и составила 2,4%. Аналитики «Автостата»прогнозируют, что всего до конца года будет реализовано не более 50 тысяч автомобилей производства КНР. Таким образом, в нынешнем году китайские бренды впервые покажут отрицательную динамику на российском рынке.
Российская прописка
Несмотря на многочисленные попытки китайских автопроизводителей организовать сборку автомобилей в России, в настоящее время реализуются всего четыре проекта. На заводе«АМУР» выпускают седаны Geely Otaka, на предприятии «Автотрейд12» совместно с дистрибьюторской компанией «Ирито» собирают седаны Brilliance M2, на заводе «Дервейс» развернуто производство Lifan и на ТагАЗе выпускают автомобили Chery, в том числе под собственным брендом Vortex Estina. Впрочем, все бывшие или существующие проекты, пожалуй,нельзя назвать полностью успешными. И главная причина в том, что ни один из них так и неполучил в свое время таможенных льгот на работу в режиме промсборки.
Камни преткновения
Знаковым событием стало спровоцированное российскими властями прекращение в апрелесборки Chery на предприятии «Автотор», после чего самый популярный в нашей стране китайский бренд уже по итогам первых шести месяцев снизил продажи на 47%. Кроме того, с введением экологического стандарта Euro 3 мелкие компании, такие как Changfeng и Tianye, прекратили поставки машин в нашу страну. Однако основным препятствием стало внедрение болеежестких правил сертификации, которые лишают шансов большинство автопроизводителей изПоднебесной на получение ОТТС.К тому же недавнее решение правительства повысить ставку ввозной таможенной пошлинына готовые кузова в размере, равном 15% таможенной стоимости, но не менее 5000 евро заштуку, делает сборку китайских автомобилейв России абсолютно невыгодной. Ведь по полному циклу выпускаются только автомобили Cheryна Таганрогском автозаводе. Таким образом,в ближайшее время на российском рынке останутся лишь крупнейшие китайские бренды.Однако и они в конкурентной борьбе с иностранными автоконцернами лишены важного преимущества в виде режима промсборки и со временем утратят свой главный аргумент в соперничестве с иномарками – максимально выгодное соотношение цены и комплектации.
И все-таки не стоит сбрасывать со счетов очень сильное давление внутреннего рынка КНР, которое ведет не только к быстрому повышению качества и конкурентоспособности автомобилей из Поднебесной, но и вынуждает китайский автопром искать пути выхода на экспортные рынки. Подтверждением тому служит появление на российским рынке новых игроков из Китая. Так,в апреле нынешнего года в России дебютировала марка Maple, а в октябре стартовали продажи компактного хэтчбека Chana Benni. И такие крупные компании, как Great Wall и FAW, все еще не отказываются от планов организовать сборку своих автомобилей в России. По прогнозам агентства «Автостат», начиная с 2010 года прирост продаж китайских машин на российском рынке может выйти на уровень 50–60%в год и к 2012 году их суммарный объем реализации уже будет находиться на отметке380–400 тысяч машин в год.
Цель оправдывает средства?
Китайские автопроизводители, стремясь сделать свои автомобили более качественными и привлекательными, зачастую выбирают для подражания и наиболее удачные модели других компаний. Вот только такой номер не всегда проходит. Добросовестные производители стараются защититьсвою продукцию от подделок. Так, в Германии запрещена продажа кроссовера ShuanghuanCEO, который уж больно похож на BMW X5.Совсем недавно Туринский суд встал на сторону FIAT и запретил компании Great Wall продавать в странах Евросоюза модель Peri, отличающуюся от заслуженно популярной итальянской малышки Panda лишь некоторыми деталями. Однако далеко не всякий раз любители автомобильного клонирования оказываются в проигрыше. Не удалось «легализовать»Peri, зато теперь есть европейский патент на дизайн Great Wall Feel Free. Этот минивэн выглядит родным братом Toyota Ractis, которая продается исключительно на внутреннем рынке Страны восходящего солнца. Возможно, именно последнее обстоятельство и помогло китайскому производителю запатентовать дизайн своего детища.