И это кризис?

И это кризис?

Первое, что мы от него услышали, было: и это кризис? А если это кризис, то, что тогда, скажите на милость, подъем и процветание? Скажу честно, положа руку на «Книгу о вкусной и здоровой пище» (всегда так делаю, говоря абсолютную правду): когда направлялся в Майнц, то, будучи по природе человеком желчным, надеялся, что увижу в покосившемся здании Phonix-Halle четыре криво скрученных мотоцикла и десяток случайных посетителей, забредших туда погреться и, если повезет, разжиться миской бесплатного супа. Зря надеялся. О чем вы говорите! Какой nach (этот немецкий предлог сюда так и просится) кризис? Здесь им и не пахло!

Для участия в чемпионате мастерами из 18 стран предварительно заявлено свыше 140 мотоциклов. По разным причинам некоторые до Майнца не добрались (к большому сожалению, я не обнаружил, например, аппарат Алгиса «Бороды» Бородайтиса из Литвы).

Однако состав участников все равно оказался внушительным: 116 мотоциклов из 16 государств Европы и не только. «И не только» – это, вы не поверите, Объединенные Ара­б­ские Эмираты. При этом аппарат по имени Courtesan, выставленный Мирио Киприанидесом (между тем, греки как таковые не явились) из базирующейся в Абу-Даби мастерской Chopper Kultcha, доделан, по моим сведениям, в США.

«Восточный блок» выступил как никогда активно: в чемпионате приняли участие пять венгерских, четыре польских, три чешских и одна словацкая мастерская (правда, особых успехов ни один из наших бывших «солагерников» не добился).

По условиям конкурса, каждый участник мог выставить не более двух мотоциклов. Хотя, как уже случалось, организаторы «как бы проглядели» тех, кто условий «как бы недопонял» или «понял по-своему»: немецкие компании TGS Motorcycles и Mainhattan V2 Parts, например, представили по три единицы техники каждая, а хитропопый (надеюсь, я никого не шокировал?) Маркус Вальц выставил два аппарата от своей основной конторы Walz Hardcore Cycles и еще парочку – от новоиспеченной тюнинговой «дочки» WalzWerk.

Классификация в этом году изменений не претерпела. Основной класс Freestyle насчитывал 80 мотоциклов (из которых и выбирали «Топ-10»), а «вспомогательные» Modified Harley-Davidson* и Custom Chrome Motorcycles** – 23 и 13 аппаратов соответственно. По сложившейся традиции тройке призеров в классе Freestyle полагались путевки на шестой чемпионат мира по кастомайзингу, который пройдет в начале августа в Стерджисе.

И что бы вы думали? На этот раз всех просто порвали итальянцы! При всем уважении к «нации дизайнеров» успеха такого масштаба от них никто не ожидал: три итальянских мотоцикла во­­шли в «Топ-10» (первое, четвертое и девятое места), и еще один занял второе место среди модифицированных «Харлеев».

Причем до самого последнего момента не было ясности, кто же получит главный приз. И вот со сцены объявили: лавры чемпиона Европы по кастомайзингу 2009 года достаются компании из Неаполя Big Twin Motors. В зале воцарилось молчание – все слег­ка обалдели. Потом опомнились, зааплодировали – все чин-чинарем. И, дождавшись, когда церемонию награждения завершили, толпа кастомайзеров и журналистов (скрывать не буду, и я в их числе) ломанулась к чемпионскому Panster.

Поначалу многие в недоумении пожимали плечами: за что, мол, такая честь? Долго осматривали со всех сторон этот маленький бордтрекер и неожиданно для самих себя признавали: он и вправду оригинален, конструктивно интересен и просто чертовски хорош!

А ведь чаще бывает по другому: фаворит «вычисляется» заранее. Его начинают активно обхаживать журналисты, вокруг мотоцикла становится подозрительно многолюдно – по большому счету, всем уже все ясно. И в этот раз поначалу казалось, что все идет по такому сценарию. Швед Стеллан Эгеланд, чемпион мира 2007 года* (и, между прочим, единственный пока человек, сумевший нарушить, пусть и на время, чемпионскую монополию Роджера Голдэммера), уже вовсю позировал возле своего «Харриера». Что до меня лично, то я, конечно, сильно сомневался в том, что победит мотоцикл с неамериканским мотором да к тому же оппозитом (сроду такого не бывало!). Но уж больно откровенно швед радовался жизни в последние часы перед награждением. И слегонца обломался – ему досталось «серебро».

Кстати, если помните, в прошлом году скандинавы Майнц, можно сказать, проигнорировали (просто смешно – один шведский мотоцикл и два финских). Зато теперь выступили массово, дружно и мощно. Кроме Эгеланда, в «Топ-10» попали финн Энди Ниеми, который стал бронзовым призером, и швед Андерс Гёт, занявший седьмую строку итоговой таблицы.

«Горячая десятка» оказалась на редкость интернациональной – в ней аппараты из семи стран. Причем немецкий – всего один. Тобиасу Гуккелю из TGS Motorcycles удалось-таки вскочить на десятую ступеньку со своим очередным «Зеппстером». И это на фоне блистательного результата («золото» и «бронза»), показанного немцами в Майнце в прошлом году.**

А вот в «младших» классах первые места именно у хозяев чемпионата: в категории Modified Harley-Davidson победил олдскульный Build a Billy небезызвестной компании Thunderbike, на счету которой два титула чемпиона Европы, а в Custom Chrome Motorcycles – не менее «олдовый» Interstellar Overdrive работы той же TGS Motorcycles... Интересный штрих: когда через пару дней после окончания чемпионата я посетил резиденцию Thunderbike в Хамминкельне, то, рассматривая диплом, которым наградили Build a Billy, обнаружил, что вместо класса Modified Harley-Davidson в наградном документе указан класс Modified Stock. Это немного разные вещи. И вряд ли просто техническая ошибка. Не ждать ли в следующем году нововведений в регламенте чемпионата?

Вручили также комплекты специальных наград от почтившего Майнц своим присутствием величайшего кастомайзера всех времен и народов Арлена Несса и афтермаркетовой компании Jammer (Jammer Ol' Skool Award). Приз Jammer получил совершенно «старозаветный» Lost Knuckles немецкой компании Classic Bikes, а глубоко­уважаемый мною человек легенда свой главный приз вручил по одному ему известным причинам французам из Riverside Motocyclettes за их турбированный Clearspeed. (Я бы, если честно, ни в жизнь их не отметил.) И все же старик был хорош!

Не первый раз наблюдая Арлена живьем, не перестаю удивляться: никакой звездности, а уж тем более звезданутости. Хотя искушали медными трубами как могли – визит Несса в Майнц был обставлен похлещи приезда монаршей особы. А тот лишь улыбался своей фирменной застенчиво-лукавой улыбкой: «Вы живой классик, отец-основатель движения, да чего уж там – гений!» – «Спасибо, я в курсе...» Короче, не человек – глыба!

А теперь о тенденциях. Что нынче носят в Европе? Короткое до срамоты аль длинное до пят? Навыпуск аль в штаны заправлять? Да шут его знает, дорогие товарищи. Нынче сориентироваться в трендах – трендец как непросто. (За каламбур – три балла по пятибалльной. Прим. ред.)

В начале этого года с подачи некоторых американских и европейских кастом-изданий многие заговорили о том, что наступает закат эры олд-скула. Ну, не знаю, не знаю… Думаю, хоронить всю эту воинствующую ретроманию, мягко говоря, преждевременно. (Да чего тут лукавить – просто жалко красотищу такую хоронить!) К тому же особых откровений в области чистого хай-тека тоже в последнее время как-то не густо. Не перевелись еще, конечно, идейные «хай-тековцы» вроде чеха Вацлава Вавры, но на общее положение дел они, увы, влияют не так чтобы очень.

Вздыбившиеся хай-неки вымирают как вид. Популярные в Америке локомотивоподобные лоурайдеры тоже не прижились в Европе-матушке (ну не американские здесь просторы!). Так что бобберы по-прежнему правят бал. А если вдруг мелькнет более или менее приличный чоппер, будьте уверены, он будет либо в стиле 60-х, либо «шведский» а-ля 70-е. Тема бордтрекеров также остается актуальной. Нет, ребята, олд-скул так просто не сдастся!

Итак, европейский кастомайзинг жил, жив и, похоже, будет жить. Долго и счастливо. И умрет в один день с мотоциклом.

А как обстоят дела в родных пенатах? Все ли так же, как в Европе, обнадеживающе?.. С такими мыслями я возвращался домой, уже готовясь посетить Московское кастом-шоу – оно открывалось в аккурат через две недели. Забегая вперед, скажу, что, судя по тому, что увидел в «Крокус-Экспо», у нас впору говорить не то что об отсутствии кризиса в кастомостроении, а о реальном подъеме народного творчества в этой области. Но подробнее – в следующем номере.

Кстати, о бесплатном супе. Я, как большой знаток и ценитель VIP-буфетов на различного рода кастом-шоу, требую включить в ассортимент первые блюда! Раз у вас кризиса нету, будьте любезны и супчику подать. Негоже экономить на здоровье кастом-критиков. А то, не ровен час, занемогут и давай строчить всякую околесицу…

Подпишитесь на «За рулем» в