Завтра туриста

Завтра туриста

Картинка из детства. Зимний вечер, метель. Загруженная "под пробку" белая "Волга-универсал" должна поставить точку в семейной эпопее с переездом. Таксист прыгает в промежуток между чемоданами и рулем, "Волга" пятится по двору к выезду и... застревает в снежном заносе. Пара визгливых рывков вперед-назад, и "баржа" днищем садится на мель. Водитель не хочет ее разгружать, мама - тем более. Добрый сосед находит в ночных сугробах проволочный каркас матраса и кладет под колесо. С первой же попытки каркас намертво наматывается на заднюю рессору. Я стою рядом, щурюсь от снега и света фар и внимательно слушаю незнакомые слова, которые выкрикивает соседу водитель...

Прошло больше 20 лет, и ГАЗ, наконец, сделал то, что выручило бы нас в далекий вечер. Конструкторы увеличили универсалу дорожный просвет, обули в 16-дюймовые широкие шины и снабдили дизелем ГАЗ-560. Автомобиль назвали "Турист", видимо, в честь энтузиастов автопутешествий, которые тонули на "Волгах" в разных живописных уголках России...

...Стандартная "Волга" самонадеянно полезла в песок, где только что не напрягаясь проехал "Турист". Казалось бы! Секунды, и я пережил "дежа вю" - вновь белый универсал сидит по самые бамперы. А "Турист" описал полукруг, переваливаясь через колеи, вернулся и победоносно затормозил рядом.

Впервые прототип явили публике пару лет назад. Но заводское начальство - в отличие от потенциальных покупателей - проявило к нему полное равнодушие. С приходом нового руководства "Турист" вновь "всплыл", и опять собрал немало хороших откликов посетителей MIMS 2002.

С главным конструктором по легковым автомобилям Сергеем Батьяновым мы побеседовали уже после моего знакомства с машиной. Батьянов заметил, что, в последнее время на ГАЗе чрезвычайно озаботились расширением легкового модельного ряда из подручных "Волг", и напрашивалась затея с универсалом. Тип кузова популярности на рынке не терял, а вот продажи нижегородского "вагона" не вдохновляли. Сергей Алексеевич объяснил это недостаточным уровнем комфорта, который за спинками впередисидящих падает до уровня 40-х годов. Но автомобиль вполне можно было улучшить малой кровью.

В целом речь шла о повышении универсальности и комфорта. Первоначально - об увеличении дорожного просвета и полном приводе. Чем, дескать, хуже всяких Audi Allroad и Volvo XC? Но вариант 4х4 не вязался с идеей дешевой модернизации. Отказались. А вот дизель поставили - навьюченному "Туристу" пригодились бы хороший момент на "низах" и экономичность. Но позвольте, ГАЗ-560 штука ведь тоже недешевая...

Даже если снять с крыши пластиковый "рюкзак" (дело, кстати, несложное), "Турист" со своими "атамановскими" шинами на хромированных дисках и зеркалами в цвет кузова будет смотреться куда круче стандартного универсала. Невооруженным взглядом видно, что улучшилась геометрическая проходимость. "Турист" должен был занять нишу как раз между стандартным универсалом и "Атаманами", а возможно и вытеснить прародителя. Ведь (помимо увеличенного просвета) он еще и более удобный перевозчик.

Другое дело

Синие циферблаты приборов, псевдодеревянные накладки и электростеклоподьемники - не более, чем парад для выступления на MIMS. Гораздо важнее то, что проделали в салоне.

Конструкторы решили: если мы что-то и меняем, то так, чтобы уложиться в стоимость упраздненного. Для начала из багажного отсека убрали третий ряд сидений. Это позволило сдвинуть второй ряд назад и вниз (ровно в то положение, где стоит заднее сиденье седана) и заменить спартанские лавки на полноценный диван. Пол багажного отсека опустили. "Запаске" больше негде стало прятаться, и она, закутавшись в чехол, прислонилась к стенке - как у многих американских внедорожников. Кому от всего этого стало лучше?

В первую очередь, сидящим сзади. Теперь посадка через задние дверцы гораздо проще, больше места и для ног. Диван пока не складывается - неудивительно, он ведь от седана. Так что выяснить предполагаемый прирост объема для груза в сравнении с обычной машиной не получилось. Зато удалось представить, как хозяин подтаскивает к хвосту "Туриста" чемодан с завтраками, рюкзаки со спальными мешками и любимого водолаза, поднимает дверь и... Машина "привстала", пол багажника понизился. А дверной-то проем остался прежним! Его порог превращает загрузку машины в настоящую физкультуру - животики у водителей исчезнут быстро. Кстати, как чувствует себя водитель "Туриста"?

В поход!

Сперва я освежил ощущения от обычной машины с 406-ым мотором. И сразу перепрыгнул в "Турист". Мне сверху видно... ну, не все, но получше. Например, бездорожье. Здесь приходится уповать на тяговитость дизеля. Благо ее хватает с запасом, даже тронуться с третьей - не проблема. Конечно, преодолеть топь "Туристу" не под силу, он все ж не джип. Но на "легко пересеченной" местности уверено продвинется гораздо дальше стандартной "Волги". Но и вытаскивать придется дольше.

А вот что касается асфальта... "Турист" неплохо разгоняется, но с ростом скорости начинает проигрывать в курсовой устойчивости, управляемости и плавности. Черт с ним, с шумным дизелем. Но возросла и раскачка, и крены уже на средних скоростях. Экземпляр попался с каким-то грандиозным люфтом руля, так что о том, что здесь еще и ГУР, пришлось пожалеть. Сзади стоят слабенькие рессоры от седана, что на пользу не пошло. Зато можно подоткнуть пятую и пилить, любуясь просторами. Экономия, опять же. Только подвеска отвлекает - дорожные неровности отдаются на кузов...

Так что же, "туризма" не вышло?

А ведь Батьянов готов на серьезные действия при условии, что машину одобрят для крупной серии. Вот тогда окажутся рентабельными и настройки подвески, и установка передней бесшкворневой, и подбор оптимальных шин, и установка заднего стабилизатора, и корректировка переднего. Даже проем пятой двери можно переделать! Главное, чтобы автомобиль покупали.

Так народ уже готов! Никакой имидж "баржи" не отвадит покупателя. И потенциал у прототипа есть. Многие предпочли бы купить машину поуниверсальнее. Даже если она дешевле лишь в сравнении с... хм, Audi Allroad. Но надо ждать решения руководства ГАЗа. Наступит ли завтра "Туриста"?

Фото автора

Подпишитесь на «За рулем» в