Что год грядущий нам готовит?
Помнится, год назад подобный материал был совсем мажорным. Еще бы: производство легковых автомобилей на крупнейших отечественных автозаводах росло быстрыми темпами, а впереди ожидались "знаковые" для всех нас события - пуск завода "Форд" в Ленинградской области и начало сборки на СП "ДжиЭм-АвтоВАЗ" внедорожника "Шевроле-Нива"... Два последних события случились точно в срок, выдают "на гора" продукцию, но, к сожалению, это одни из немногих радостных событий ушедшего года.
Уроки
Итак, прогнозы. В соответствии с намеченными планами, заводы обещали выпустить 197 тыс. грузовиков (на 13% больше, чем в 2001-ом!), 1044 тыс. легковых автомобилей (рост - почти 3%) и 67 тыс. автобусов (больше на 18%). Однако уже к концу первого полугодия стало ясно, что расчеты маркетологов, мягко говоря, сильно завышены: спрос на отечественную автотехнику начал отставать от предложения. Но заводы с упорством продолжали клепать еще ускоренными темпами. К августу все склады были затоварены. Помогла экспансия иностранного б/у - наши заводы оказались не готовы. И к концу года производства остановились и резко уменьшили объемы.
В итоге: грузовиков 173,5 тыс. (99% от прошлого года), легковых автомобилей - 981 тыс. (95,7%), и только по автобусам план перевыполнен - 67,3 тыс. (+18%!). Но и тут проблемы:
- Рост производства и продаж автобусов пришелся исключительно за счет недорогих городских моделей ГАЗа и УАЗа; производители дорогих моделей, наоборот, сократили выпуск, - рассуждает заместитель генерального директора "Автосельхозмаш-холдинга" Александр Ковригин. - То же самое и по легковым автомобилям. К примеру, вдвое увеличил выпуск "Ижмаш-авто", растут показатели у завода малолитражных автомобилей "КамАЗа" и у "СеАЗа". То есть хорошо продается только то, что стоит до$4,5 тыс. ("Ока", классические модели "Жигулей", "Ода"). До этой цены потребитель готов мириться с качеством российских автомобилей. Продажи самых современных - "десятого" семейства, упали сильнее других - почти на 15%. А вот на древнюю "семерку" спрос вырос на 23%, "пятерку" - на 14%!
Между тем, качество и надежность - вот те критерии, которыми в первую очередь руководствуется потребитель при выборе автомобиля. Цена, как не странно, играет вторую роль. Об этом говорят цифры. В 2002 году средняя цена иностранного семилетнего б/у на российском рынке - составляла около $8 тыс., новой иномарки - порядка $20 тыс., иномарки, собранной в России - 19 тыс., а отечественной машины, выпущенной на АвтоВАЗе - 4,2 тыс. При такой вроде бы большой разнице в цене импорта (нового и подержанного) продано всего на 40% меньше, чем наших! Более того - впервые в истории россияне на покупку иномарок потратили сумму большую, чем на отечественные машины. Для российских производителей это - очень тревожный сигнал.
Опять железный занавес?
Как не странно, но Минпромнауки продолжает планировать рост выпуска легковых автомобилей в России в 2003 году. "В случае благоприятного развития экономики страны, если не будет серьезных срывов, он может составить 6%, а грузовиков - 5%, - сообщили нам в министерстве. - Будет выпущено более 1,1 млн. легковых и около 185 тыс. грузовых автомобилей. В любом случае, больше, чем в 2002 году".
Основания для оптимизма ясны: для того, чтобы защитить отечественного производителя, Минпромнауки предлагает уравнять таможенные пошлины для юридических и физических лиц при ввозе иномарок в возрасте от 3 до 7 лет. Это приведет к росту платежей примерно в 2,5 раза и сделает ввоз подержанных машин нерентабельным. (Пока физические лица платят пошлину в размере 0,85 или 1,4 евро с "кубика"). Юридические же - совокупный таможенный платеж, который складывается из пошлины (25% от стоимости), сбора (0,15% от стоимости), акциза (от 10 руб. за 1 л.с.) и НДС (20%). Рассматривается и вопрос о повышении с 25 до 35% таможенных пошлин на новые иномарки.
- Это - мера вынужденная, но необходимая, - уверен А. Ковригин. - Если этого не сделать - судьба отечественных производителей безрадостная. Тот же АвтоВАЗ за год сократит производство еще на 5-7%.
Кстати, сегодняшние пошлины не выгодны и для потенциальных инвесторов. Тем более, что все решения о новых таможенных пошлинах, правительство почему-то принимает... сроком на 9 месяцев. Для инвестора это издевательство. Он вложит деньги, а через полгода новое правительство легко изменит все правила игры - и прощай его денежки? По опыту других стран, подобные сроки устанавливаются не меньше, чем на 5 лет, причем часто - законом.
Чтобы успокоить автолюбителей, можно сказать только одно: документ о повышении подготовлен, но дата его подписания неизвестна. Может быть, это будет весной, а может - и вовсе не случится никогда...
- Предыдущее постановление "обсуждали" почти 1,5 года; это и "взорвало" рынок, - уверен Ковригин.- Такие решения или надо принимать сразу или не принимать, но никак не размышлять годами.
Что ж, через жесткие запретительные меры прошли за последние десятилетие Китай, Индия, другие страны... Требуется одно: решимость правительства пойти на непопулярные меры - и обязательно в комплексе с законами, которые не дадут возможности заводам поднимать цены без принципиального улучшения качества. Механизмов поддержки много - это и налоговые кредиты, и субсидии, субвенции, предоставление государственных гарантий. Главное, чтобы был эффект. Тогда еще можно потерпеть...
Пока же парламентарии предлагают замечательный "выход". Дословно: "продумать возможность закупки легковых автомобилей у отечественных предприятий с последующей передачей их лицам, в отношении которых Россия несет государственные долговые товарные обязательства". На это надо 1,5 млрд. рублей. Или чуть больше. Дивный выход, только к экономике он никакого отношения не имеет; это - из области благотворительности за наш счет.