Автомобильный коммунизм или общее вместо своего.

Будем ли мы отказываться от своих кровно заработанных «ласточек» в пользу общего автомобиля? Выгодно ли сейчас содержать свой автомобиль или проще от него оказаться? Это, и другие вопросы попробуем разузнать и понять – есть ли у каршеринга шансы заменить нам личный автомобиль.

Сегодня у многих возникает вопрос – можно ли променять свой автомобиль на арендованное авто, за которым не нужно ухаживать, не нужно беспокоиться о его «здоровье», техническом обслуживании и прочем – знай себе, сел и поехал. Но так ли это хорошо и кому это подойдет, а для кого это будет лишь поводом для беспокойства, что «опять какой-то каршеринг занял мое парковочное место», мы постараемся понять и сделать свои, сугубо субъективные выводы.

Каршеринг известен миру еще давно. В Германии, например, для подобных целей создавались своеобразные товарищества, берущие под общее владение, пользование и распоряжение автомобили, но только в рамках участников данного товарищества. Данный феномен появился еще до эпохи глобальной компьютеризации и «смартфоноризации» и, честно говоря, я думаю, что это был весьма громоздкий и сложный механизм использования «железных друзей».

Но вернемся в наше время, в мир, где везде правят балом электросхемы, компьютеры и, конечно же, наши любимые смартфоны.

Соответственно, где есть смартфон – там есть и удобство, и оперативность использования, чем и решился путь краткосрочной аренды автомобилей – каршеринга.

Каршеринг – это поминутная аренда автомобиля. Заключается она в том, что Пользователь, заключая договор присоединения к сервису каршеринговой компании (далее – каршеринги), получает возможность использовать все предоставленные каршерингом и свободные на данный момент автомобили, оплачивая только время непосредственного использования данным автомобилем.

Рецепт каршеринга прост – бери ближайший свободный автомобиль, двигайся из пункта А в пункт Б и плати только за время в пути. Казалось бы, все весьма просто и дешевле такси, да и даже своего автомобиля, но на практике для некоторых это может стать как спасением, так и серьёзной экономической проблемой. Сейчас объясню, почему я так считаю.

Приведем несколько простых примеров.

Допустим, гражданину Петрову, необходимо доехать от дома до работы. Время в пути, с учетом пробок, занимает у него около 20 минут. Путем нехитрых математических приемов, взяв среднюю стоимость услуг каршеринга (это приблизительно 8 рублей за минуту), получается, что Петрову в день, на дорогу на работу и домой необходимо 20 * 8 + 20 * 8 = 320 рублей в день. Казалось бы, что сумма достаточно солидная, за 30 дней около 10 тысяч рублей отдается каршерингу просто за то, чтобы ехать на работу.

Но дьявол кроется в деталях.

Однажды Петров, «устав ездить на чужой машине», решает приобрести свою, собственную ласточку. Выбор пал на автомобиль, популярный у наших соотечественников – Hyundai Solaris на автомате (к слову, такие же Солярисы используются каршерингом). Счастливый Петров, как и многие в нашей стране, взяв кредит, заплатив первоначальный взнос около 200 000 рублей, становится счастливым владельцем нового Соляриса. Через некоторое время Петров, прочувствовав всю эйфорию покупки, понимает, что путь до работы составляет уже не 20, а 30 минут (выехать с парковки около дома, зимой почистить снег, прогреть, припарковаться около работы), в месяц он уже тратит на свой комфорт не 10 тысяч, а, с учетом кредита и, неожиданно, бензина + прочих расходов (омывайка, мойка, химчистка, техосмотры, аксессуары, расходы на ДТП), целых 25 000 – 30 000 рублей! Думается, что у Петрова явно возникнут мысли о том, правильно ли он поступил, и так ли необходим был ему личный автомобиль.

Рассмотрим второй гипотетический вариант, где уже Васильеву, как и многим из нас, приходится ездить на работу по пробкам около 60 – 70 минут. И в данной ситуации все меняется кардинально. Каршеринг обходится Васильеву в немыслимые 1000 рублей в день и около 30 000 рублей в месяц. И вот здесь покупка личного автомобиля, не обязательно Соляриса, может оказаться, неожиданно, выгоднее и проще.

Перейду к конкретике. Каршеринг не так прост, как кажется. Далеко не всегда пользователи имеют возможность получить у своего подъезда каршеринг, чтобы спокойно уехать на работу. Иной раз приходится бежать в соседний квартал, чтобы с комфортом доехать до работы.

Свой же автомобиль всегда будет ждать там, где его вечером поставили, не нужно маниакально следить за временем, боясь, что из-за пробок «накапает» круглая сумма за каршеринг.

Отдельно стоит обговорить и такую, увы, неотъемлемую часть жизни автомобилиста, как ДТП. В случае ДТП намного лучше и спокойнее, когда в нее попадает… свой автомобиль! Кто-то сейчас удивится, мол, как ты можешь говорить, ведь в ДТП страдает любимый авто, это же ужасно. Да, ужасно, я согласен. Но давайте копнем чуть глубже. Допустим, Петров становится виновником ДТП на своем Солярисе. После этого, согласно ПДД, нужно остановить машины, включить аварийную сигнализацию и совершить иные действия, которые каждый из нас должен знать. В случае, если ДТП было не слишком серьезным, то можно не вызывать сотрудников ДПС, а оформить ДТП по Европротоколу, либо, спокойно дождавшись инспекторов, оформить протокол и разъехаться по страховым компаниям за компенсациями на ремонт автомобиля. Если страховка у Петрова не по франшизе, то он не понесет каких-либо затрат на ремонт (кроме повышения страховых коэффициентов, но сейчас не об этом) и сможет отремонтировать свою машину и жить дальше спокойно и припеваючи.

Но если Петров попадет в ДТП на каршеринговом Солярисе… Тут ему уже не позавидуешь. Мало того, что не зависимо от степени повреждений нужно оформляться только с вызовом инспектора (такое правило устанавливает большинство каршеринговых компаний), так еще и платить за ожидание инспектора нужно по полному тарифу (напомню, это где-то около 8 рублей в минуту), а ожидание, порой, затягивается на пару – тройку часов, а то и больше. А после оформления ДТП каршеринговая компания может оштрафовать неудачливого водителя на 15 – 150 тысяч рублей (есть случай, когда за притертость на Smart Forfour клиент был оштрафован на более чем 150 тысяч рублей, так как потребовалась замена дорогих элементов, за которые официальный дилер запросил большие средства, а также, помимо этого, каршерингу нужно компенсировать простой машины на время ремонта). Баснословные суммы, не так ли?

Еще и астрономические штрафы, установленные договором каршеринга, из-за которых глаза на лоб лезут (например, за парковку в неположенном месте может «прилететь» штраф от 30 до 150 тысяч), могут стать для кого-то откровением.

Так есть ли для каршеринга свет в конце туннеля, будет ли он жить или обречен на провал? Конечно же он будет жить, при чем жить очень долго и счастливо. В ситуации гражданина Петрова выгоднее пользоваться каршерингом и пользоваться аккуратно, чтобы не загреметь на штрафы. В ситуации же с Васильевым предпочтительнее свое личное средство передвижения.

Как мне кажется, для тех, у кого нет необходимости постоянного и, что самое главное, длительного использования автомобиля, намного проще пользоваться каршерингом. Да, каршеринг не даст столько свободы, как личный автомобиль, но отсутствие забот о страховке, бензине, техосмотре и прочих расходах, как по мне, достойный выбор. При должной аккуратности и внимательности, конечно же. А для тех, у кого дорога является важной составляющей жизни, каршеринг может стать, если можно так выразиться, «спасительным кругом» на случай «болезни» любимого автомобиля.

Лично мое мнение таково – оба прецедента будут жить бок о бок еще очень долго. Кому-то проще взять каршеринг, кому-то совершенно не хочется ездить на чужой машине. Выбор для каждого свой.

Как мне кажется, каршеринг никогда не сможет заменить нам свой личный автомобиль, ведь, как известно, за рулем хорошо, а за своим рулем еще лучше. Что касается каршеринга, то мой совет один – будьте предельно аккуратны и сосредоточены, внимательно читайте правила и условия договора, соблюдайте чужие права и интересы, и помните, что только мы, через свое отношение, можем повлиять на то, каким путем пойдет каршеринг дальше.

P.s. Все ситуации чрезвычайно притянуты за уши и являются предположениями и размышлениями автора и ни коим образом не претендуют на истину. Суммы, упомянутые в тексте, не являются абсолютными, и каждый случай может отдельно оговариваться. Все совпадения случайны и все выводы субъективны.

Фото: Делимобиль, Youdrive, Rentmee, Hyundai

Материал подготовлен автором личного блога. Редакция ЗР может не разделять мнения автора.

Подпишитесь на «За рулем» в