"самара" догоняет "нексию"

"САМАРА" ДОГОНЯЕТ "НЕКСИЮ"

ЦЕНЫ

"САМАРА" ДОГОНЯЕТ "НЕКСИЮ"

РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛИ ЗА ГОД ПОДОРОЖАЛИ В СРЕДНЕМ НА 14%

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

Сообщения об изменениях цен на отечественные автомобили в 2001 году напоминали сводки из района боевых действий, причем "победа" всегда оставалась за производителем, а потребители месяц за месяцем терпели поражения. Хотя в начале года заводы обещали лишь небольшое повышение цен (в пределах инфляции - процентов на 10, не больше), но уже к лету стало ясно: слово свое они не сдержат.

О повышении цен то на одну, то на другую модель объявляли буквально каждый месяц - понемногу (скажем, на 2000-4000 руб.), но в целом рост получался приличный. Количество "повышений" счету просто не поддается. Так, VAZ 21043 в течение года потихоньку дорожал несколько раз и в сумме набрал "сверху" целых 420 долл. (+14%). Самый "демократичный" наш автомобиль - VAZ 21053, похоже, скоро перестанет быть народным - цена на него возросла на 430 долл. (+16%). Но рекордсменом роста среди вазовских моделей стала "Нива" VAZ 21213 - с 3960 долл. до 4690 (+18%). На ее фоне подорожание "девяносто третьей" (от 4220 до 4560, +9%) и "десятки" (от 5330 до 5740, +8%) - так, мелочь. Не стоит, правда, забывать, что "десятка" почти догнала некоторые иномарки; от " Дэу Нексия" ее отделяет тысяча долларов...

Видимо, покупатели к концу года "уперлись" в психологический барьер: по сообщениям из Тольятти, в начале декабря нераспроданными машинами были забиты все заводские площадки. Руководители АвтоВАЗа уверяли, что это никак не связано с ростом цен, а объясняется лишь "сезонным спадом" (почему-то у дилеров иностранных фирм как раз в это время случился пик продаж), и в январе все машины просто "разлетятся". Но дилеры, на всякий случай, снизили отпускные цены на 100-200 долл., а на самом заводе объявили новогодние каникулы почти на две недели.

Автомобили Горьковского автозавода дорожали еще стремительнее: GAZ 3110-410 (с двигателем ЗМЗ-402) - с 4220 долл. в начале года до 4990 в конце (+17%), GAZ 3110-101 (с двигателем ЗМЗ-406) и того круче - с 4370 до 5350 (+22% - абсолютный "рекорд" отрасли!). Да, "Волга", похоже, снова становится автомобилем для элиты.

За "лидерами" рванули и остальные автозаводы: так, широко разрекламированная "Ода" Izh 2126 - с 2660 долл. до 3200 (+18%, надо ведь и рекламу оплачивать!), а "Святогор" с вазовским двигателем 1,6 л - с 2900 и вовсе до 4000 (аж на 38%!). Но если Ижевский автозавод автомобильной погоды в стране еще не делает, то "Москвич" - уже (грустно об этом говорить: бывший автогигант в 2001 году вышел на "небывалый" уровень выпуска - 5000 автомобилей!).

Рост цен на новые отечественные автомобили сказался и на подержанных: машины старели, но не дешевели, как положено по всем экономическим законам, а даже немного подорожали: если в начале года двухлетнюю "шестерку" можно было купить за 2,4 тыс. долл., то в конце - за 2,5 тыс.; "девятку" - за 3,4 и 3,5 тыс. соответственно.

А тем временем зарубежные производители цены снижали. Так, БМВ-318i подешевела с 25780 до 23800 долл., " Мицубиси Кольт" - с 14985 до 12900, " Рено Клио Символ" - с 8500 до 8300 долл., " Сузуки Гранд Витара" - с 21990 до 20800, " Форд Фокус" - с 15900 до 13900; самая дешевая " Шкода Октавия" в декабре 2000 года стоила 12650 долл., а в декабре 2001-го - уже 12100. Словом, в течение года разница между ценой отечественных автомобилей и импортных стремительно сокращалась.

НИКОЛАЙ ЛЯЧЕНКОВ,

первый вице-президент - первый заместитель генерального директора ОАО "АвтоВАЗ"

Рост отпускных цен на автомобили в 2002 году составит, по нашим прогнозам, 10-11%. Основные его факторы - инфляция и изменение курса рубля к доллару. ВАЗ, тем не менее, будет продолжать удерживать цены в нише до 6 тыс. долл. Наша задача - в ближайшие годы заменить "классику" новым автомобилем, но в этой же ценовой нише, поскольку завод стремится обеспечить автомобилями все слои населения. Мы никогда не ставили перед собой цель заработать сверхприбыль - тем более, что в российских условиях это практически невозможно: рост цен на продукцию монопольных поставщиков задает тон всем отечественным производителям.

Нас чрезвычайно тревожит, что естественные монополии диктуют свои условия всей экономике. Ведь рост тарифов на электроэнергию, газ и транспортные услуги повлечет за собой рост цен на комплектующие и материалы, что катастрофично для промышленности. Мы ищем различные пути, чтобы снизить это бремя для АвтоВАЗа, потому что главным критерием считаем покупательную способность населения. Мы работаем прежде всего на российский рынок и четко отслеживаем динамику спроса. Естественно, АвтоВАЗ уже ищет пути обеспечения энергией через альтернативных поставщиков.

РУСТЕМ ШИЯНОВ,

управляющий ДОАО "Ижмаш-Авто"

Повышение цен на автомобили ИЖ в 2001 году было связано с объективными причинами. Во-первых, с удорожанием материалов и комплектующих; во-вторых, с теми же проблемами, что и у остальных производителей, - ростом тарифов на энергоносители, транспортные услуги и т. д.

Несмотря на то, что в марте-апреле заявки от дилеров вдвое превышали месячный объем производства на тот период, на предприятии не торопились поднимать отпускные цены. В 2001 году мы реализовали практически все произведенные автомобили и сохранили за собой позицию производителя самых "демократичных" машин в России.

В 2002 году планируем дальнейшее увеличение объемов производства и реализации автомобилей ИЖ. Улучшая их потребительские качества, будем стараться не поднимать отпускные цены. Мы хотим, чтобы ижевские автомобили оставались доступными для российского потребителя.

От редакции. По планам, в 2001 году на "Ижмаш-Авто" намечали выпустить около 65 тыс. автомобилей, однако в течение года цифры были скорректированы в сторону уменьшения - до 50 тыс.; в 2002 году в Ижевске должны собрать 90-120 тыс. машин Izh 2126 разных модификаций (в том числе полноприводных) и VAZ 2106. В течение 2001 года цена базовой "Оды" возросла с 2660 до 3200 долл. (+18%).

Руководители предприятий, не сговариваясь, ссылаются на объективные причины роста цен: дорожают электроэнергия, транспорт, комплектующие... Что ж, это - чистая правда. Но правда и другое - цены на отечественные автомобили уже близки к нынешнему пределу платежеспособности населения. Новые "жигули" и "волги" теперь конкурируют не с 7-10-летними иномарками, а с 5-7-летними европейскими и японскими моделями гольф-класса и вплотную подошли к новым "корейцам". Так что уже в этом году российским заводам придется выбирать: столкнуться с затовариванием либо искать пути кардинального сокращения расходов.

Подпишитесь на «За рулем» в