"волга" из рязани и "гольф" из питера

"ВОЛГА" ИЗ РЯЗАНИ И "ГОЛЬФ" ИЗ ПИТЕРА

ЦЕНЫ

"ВОЛГА" ИЗ РЯЗАНИ И "ГОЛЬФ" ИЗ ПИТЕРА

ПОЧЕМ АВТОМОБИЛИ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

Великая все-таки страна Россия! Совсем не то, что, к примеру, Швейцария: та размером поменьше Московской области, а жители с одного конца могут земляков с противоположной стороны просто не понять: языки разные, привычки, обычаи. А у нас от Ростова-на-Дону до Владивостока 10 часов лету; спускается ростовчанин с трапа - его приветствуют на понятном, родном его языке. Да что язык - даже цены на автомобили формируются по единым законам. Правда, в отличие от тех, по которым можно рассчитать цену в Швейцарии, здесь на конечную стоимость сильно влияют нерыночные факторы.

"СПОРТИДЖ" - ОН И В ТЮМЕНИ "СПОРТИДЖ"

Итоги прошлого года многие дилеры иностранных фирм отмечали как праздник: продажи новых автомобилей в 2001 году по сравнению с 2000-м возросли в два с лишним раза! Правда, почти половина продаж пришлась на Москву и Санкт-Петербург, в которых проживает лишь десятая часть населения страны. Что же - именно здесь "крутятся" основные деньги. Однако лед тронулся - к примеру, "Мицубиси" в прошлом году открыла сразу шесть дилерских центров - в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Ставрополе, Вологде, Ижевске и Саратове. Не дремлют и остальные.

Ценовую политику в регионах инофирмы строят по-разному. К примеру, в российском представительстве "Фольсквагена" рассказали, что они не диктуют цены дилерам - те вольны их устанавливать сами. И признаются: кое-где монополисты-дилеры, воспользовавшись этим правом, попытались завысить цены (по сравнению со средними). Правда, они почти везде довольно быстро выравнялись, а помогли этому "серые" дилеры: они тоже не дремлют. Кстати, сегодня в лидерах продаж из 17 региональных дилеров "Фольксвагена" ходят Екатеринбург, Нижний Новгород и Ростов. Цены там - "московские" (в столице, где самая жесткая конкуренция, дилеры держат самые низкие цены).

А вот ЗАО "Автотор", которое собирает в России автомобили КИА, установило единые цены центрального склада; дилеры имеют право добавить лишь затраты на транспортировку. Видимо, это не так уж и плохо, если судить по росту продаж автомобилей КИА и числа дилеров в регионах (37!).

Но все-таки правят бал в регионах не новые иномарки, а очень и очень подержанные. Оставим пока Дальний Восток, где отечественные авто давно стали экзотикой (это - отдельная тема). Наиболее популярны в Европейской России "фольксвагены", "опели" и БМВ стоимостью "от 3-х до 5", не слишком старые, поэтому не особо напрягающие владельцев своими иностранными недугами. Поближе к западной границе они, конечно, подешевле; кроме того, цена порой напрямую связана с наличием сервиса и магазина запчастей для данной марки в городе (регионе). Что касается дорогих иномарок, то они, как ни странно, в провинции стоят намного дешевле, чем в столице. Объяснить этот феномен затрудняюсь - видимо, там сложнее сбыть с рук некогда очень дорогую, но неновую иномарку: "средний класс", очень немногочисленный в Воронеже и крепкий в Перми, предпочитает VAZ 2110. Так, если за пятилетний " Мицубиси Паджеро" в Москве просят почти 20 тыс. долл., то в Нижнем Новгороде и Новосибирске - чуть больше 16, семилетний в Москве обойдется в 13,5, в Санкт-Петербурге, Самаре и Челябинске - в 10,5-11 тыс. долл. А 3-4-летний "Тойота-Ленд Крузер", который в столице оценивается в 24 тыс. долл., в Новосибирске можно купить и за 21. Похоже, за подержанным "джипом" выгоднее ехать не в Кёльн, а в Курган...

ПОДДЕРЖИВАЕМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО

Однако в большинстве своем россияне голосуют не слишком длинным рублем за местную продукцию. В прошлом году автопарк страны пополнился миллионом новых автомобилей "сделано в России". Иномарка, даже подержанная, быстрее, комфортабельнее, надежнее, безопаснее, но полное отсутствие сервиса и запчастей для нее заставит "поддерживать" - сами знаете, кого.

Второй и главный довод в пользу "жигулей" и "волг" - их (пока еще) дешевизна. Поэтому предпочтения россиян весьма характерны. В ходе опросов, которые редакция провела в ряде городов Центральной России, выяснилось, что главное качество при выборе автомобиля для абсолютного большинства, конечно же, цена. Затем потенциальный покупатель обращает внимание на такие показатели, как максимальная скорость (где только гонять собираются?), ремонтопригодность и лишь затем - дизайн. Дальше уже начинают думать об экономичности (деньги в провинции считать умеют!). О безопасности вспоминать у нас как-то не принято...

Таким образом, первые места повсеместно отдаются автомобилям марки ВАЗ, причем отнюдь не "десятого" семейства - при всех достоинствах, для большинства владельцев в провинции содержание и ремонт их слишком дороги. Поэтому даже многие "новые" делают выбор в пользу "продвинутых" моделей прежнего ряда, типа VAZ 2115. Популярностью пользуются и "волги".

Цены на новые автомобили в разных регионах Европейской части России (о территории за Уралом мы решили говорить отдельно) отличаются не сильно и определяются в первую очередь... удаленностью от Тольятти и Нижнего Новгорода. Раньше изменения цен на ГАЗе и АвтоВАЗе хотя бы пытались подстраивать под колебания рынка (то опустят цены, то поднимут - в зависимости от спроса). Происходило это три-четыре раза в год. Местные дилеры реагировали на такие изменения моментально, буквально в течение дня, а вот до Москвы и "до самых до окраин" волны докатывались с опозданием на месяц-два. Отсюда и перепад цен между городами, чем часто пользовались некоторые дилеры.

С прошлого года заводы проводят плановую, более предсказуемую ценовую политику. АвтоВАЗ, к примеру, повышает цены на все модели чуть не ежемесячно - вроде бы совсем немного, долларов на 40-50. Но в итоге модели дорожают на 300-500 долларов в год. Кстати, местные дилеры практически лишены возможности влиять на розничную цену: в автосалонах она напрямую зависит от отпускной цены завода (для отечественных автомобилей разница составляет обычно не более 300-400 долл.; сюда включаются и транспортные расходы).

Что до рынка подержанных российских автомобилей, то и здесь лидируют модели ВАЗа. Причем снова впереди не автомобили "десятого" семейства, а "шестерки" и "девятки". Сам факт попадания в лидеры служит своеобразным "знаком качества": модель проверена временем и не подведет. Поэтому неудивительно, что в первой пятерке - автомобили производства АвтоВАЗа и ГАЗа - пусть архаичной конструкции, зато знакомые и простые в ремонте. А вот "москвичи" не попали даже в первую десятку - их качество, к сожалению, уже давно стало нарицательным...

В первые годы после распада СССР бурно расцвел такой вид автобизнеса, как покупка подержанных отечественных автомобилей в бывших союзных республиках (Средней Азии, Прибалтике) и перепродажа их в России. Сейчас на наших дорогах редко увидишь "бэушную" "Ниву" с транзитными номерами. Границы РФ надежно защищены таможенными пошлинами, а разброс цен по регионам самой страны невелик (если, опять же, не трогать Дальний Восток; но много ли найдется желающих ковылять на десятилетней "Волге" из Благовещенска в Тверь?). Допустим, шестилетняя "шестерка" в хорошем состоянии практически во всей Центральной России оценивается (в зависимости от пробега) в 1,7-1,9 тыс. долл., трехлетняя "девятка" - 3,1-3,3 тыс., а за GAZ 3110 1998 года и в Барнауле, и в Воронеже, и в Томске просят примерно одну и ту же сумму - около 3 тыс. долл.

По прогнозам большинства региональных дилеров, если не будет никаких потрясений (вроде новых таможенных пошлин), ситуация на автомобильном рынке (как на первичном, так и на вторичном) существенно не изменится. Разве что "десятки", которых выпускают на АвтоВАЗе все больше, приблизятся к группе лидеров, а о существовании такой марки, как "Москвич", в провинции забудут окончательно.

Самые популярные новые отечественные автомобили в Рязани (по результатам опроса дилеров).

Самые популярные подержанные отечественные автомобили в Рязани (по данным газеты "Из рук в руки").

Подпишитесь на «За рулем» в