Игра по новым правилам

ИГРА ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ПЕРЕМЕНЫ

ИГРА ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

С 1993 ГОДА ПДД ИЗМЕНЕНЫ УЖЕ В ПЯТЫЙ РАЗ

ТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ,

АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ

Сказать, что с апреля в жизни российских автомобилистов что-то перевернулось, было бы преувеличением. Вступившие в силу изменения и дополнения к Правилам дорожного движения корректируют существующий порядок, но революционными их не назовешь.

НИ "ДО", НИ "ПОСЛЕ"

Эта поправка касается любителей выпить за рулем. И не обыкновенных пьяниц, а хитрецов, которые, чтобы избежать обвинений в нарушении ПДД, опрокидывали бутылку прямо на глазах остановившего их инспектора. Мол, теперь везите на экспертизу: я, конечно, выпил, но после остановки, а машину вел - как стеклышко! Так вот, теперь такой номер (а его исполнять стали все больше выпивших) не пройдет. Новая редакция Правил (пункт 2.7) запрещает водителю употребление алкоголя и наркотических веществ после ДТП, к которому он причастен, либо после того, как его остановил сотрудник милиции до освидетельствования на опьянение или до принятия решения об освобождении от освидетельствования.

Впрочем, нововведение вряд ли остановит злостных пьяниц - наказание за нарушение этого запрета несопоставимо с тем, которое ждет нетрезвого водителя. Оно пока чисто символическое - 20 рублей (0,2 МРОТ), поскольку попадает под определение "иные нарушения". Что ж, подождем нового КоАПа.

ЛЮБИТЕЛЕЙ "СЛАЛОМА" -

К ОТВЕТУ

Машин на улицах все больше, но по-прежнему есть любители "сэкономить" пару секунд и опередить поток на десяток-другой метров. Можно спорить с любителями "слалома" о смысле их поведения. Но очевидно, что другим водителям они чертовски мешают и напряженность на дороге создают немалую. Теперь действия "слаломистов" будут расцениваться как нарушения Правил. Вот изменения в пункте 9.4: "при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия". А тех, кто болтается без надобности между полосами, ждет штраф 20-50 руб. (0,2-0,5 МРОТ).

Собственно, и здесь возникают вопросы: как инспектор определит "интенсивность движения"? Как докажет, что водитель перестраивался не для того, чтобы повернуть или остановиться? Опять все будет упираться в действия конкретных инспекторов, не говоря уже о смехотворной, в сравнении с содеянным, сумме штрафа.

В ОДНУ ШЕРЕНГУ СТАНОВИСЬ!

Отреагировали корректировщики Правил и на проблему парковок, которая в последнее время становится все острее в больших городах. Теперь пункт 12.2 разрешает ставить легковую машину на тротуар только в один ряд и параллельно краю проезжей части (если иной порядок размещения не установлен знаками и разметкой). Ну и, естественно, осталась в силе оговорка: стоянка на тротуаре разрешена, только если автомобиль не мешает пешеходам.

Если раньше в зоне остановок общественного транспорта можно было остановиться (напомним: остановка - это "преднамеренное прекращение движения ТС на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки") независимо от причины, то теперь - только для того, чтобы сели или вышли пассажиры. Иначе - штраф 50 рублей (0,5 МРОТ).

ТОЛЬКО БЕЗ РУК!

Как ни странно, именно это новшество вызвало больше всего разговоров - можно подумать, в кармане каждого российского водителя лежит "мобильник". К тому же и штраф смешной - 20 руб. (0,2 МРОТ), и наушник к телефону обходится в 250-300 рублей. В то же время, если говорящий по "сотовому" совершит ДТП, это будут расценивать как отягчающее обстоятельство.

При введении этого дополнения явно брали пример с других стран - у нас никаких исследований по поводу телефонов не проводилось. Не для того, чтобы открывать дискуссию на эту тему, а просто для сведения: по данным зарубежных статистиков, само нахождение телефона в машине вдвое увеличивает вероятность ДТП, а разговор при движении - аж в девять раз! Между прочим, как утверждают иностранные исследователи, за рулем опасно есть, разговаривать с пассажирами и даже... вспоминать маршрут. Вносить и это в Правила? И слышать от остановившего инспектора: "У вас очень задумчивый вид. Штраф".

Художественное преувеличение? Не совсем. Потому что новая редакция Правил, например, запрещает управлять автомобилем с нарушением режима труда и отдыха. Не хотите отдыхать - штраф 20 рублей (0,2 МРОТ). Тоже, вроде бы, понятно: "дальнобойщики" едут сутками без сна и отдыха, засыпают за рулем и попадают в страшные аварии. Но как и кому контролировать соблюдение этой части пункта 2.7? Это обязана делать транспортная инспекция, проверяя записи в путевых листах и показания тахографов. Хочется верить...

ДОВЕРЯЙТЕ ПРОФЕССИОНАЛАМ

Обновленные Правила против всякой самодеятельности. Никакие дружинники, помощники милиции, общественные сотрудники ГИБДД и прочие экологи не имеют отныне права требовать у нас водительское удостоверение. Только штатные работники милиции! И это радует, потому что любой нацепивший на рукав повязку и взявший в руки полосатый жезл считает себя а-агромным начальником при полном незнании законов. Главное же, теперь можно не теряться в сомнениях, имеет он право или не имеет. Все просто: останавливает человек в форме и при документах - значит, подчиняемся.

Другая перемена придется по вкусу немногим. Отныне обучать вождению на дорогах может только тот, кто соответствующим образом аттестован, и лишь на машине, оборудованной дополнительными педалями привода сцепления и тормоза. Так что об экономии на инструкторе за счет мобилизации друзей и близких придется забыть. Или, оказавшись пойманным, каждый раз платить штраф 20 руб. (0,2 МРОТ). Хотя на практике в таких случаях инспектор штрафует "за передачу управления лицу без водительского удостоверения" (что легко оспорить в суде), а это уже 300-500 руб. (3-5 МРОТ). Обиднее всего жителям сельской местности. Там с инструкторами не густо, да и нет такого риска, как в больших городах. Зато автошколы, наверное, ликуют...

РАЗНОЕ

В Правилах появилось трактование терминов "Дорожное движение", "Опасный груз", "Организованная перевозка группы детей", "Пассажир". Уточнены некоторые другие понятия, например "Обгон". Раньше это было "опережение движущегося транспортного средства, связанное с выездом из занимаемой полосы", а теперь "...одного или нескольких движущихся транспортных средств...". То есть в любом случае нет нужды после обгона сразу возвращаться на свою полосу, можно опережать следующую машину, соблюдая правила обгона.

Организованная перевозка группы детей в кузове грузовика запрещена - только в автобусе или в фургоне. За нарушение - штраф 100 руб. (1 МРОТ).

В качестве обязательного знака аварийной остановки используется только треугольник (если у вас вместо него мигающий фонарь, который разрешали старые ПДД, считайте, что вы нарушаете и рискуете расстаться с двадцатью целковыми - 0,2 МРОТ).

Важные изменения касаются постановки автомобилей на учет и проведения техосмотра. Новоявленный владелец обязан провести ТО не позже чем через 30 суток после регистрации. При возникновении непредвиденных обстоятельств (болезнь, командировка и т. п.) срок может быть продлен.

Появились новые знаки: 6.13 "Пункт контроля международных автомобильных перевозок" и 6.14 "Пост дорожно-патрульной службы" (по понятным причинам заменивший "Пост ГАИ"). На машинах с максимальной скоростью менее 30 км/ч закрепляется новый опознавательный знак "Тихоходное транспортное средство".

Новый вид дорожной разметки - временная, оранжевого цвета. Причем если линии временной и постоянной разметок противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временной. Край проезжей части на двухполосных дорогах может обозначаться прерывистой линией, "лежачие полицейские" - расположенными в шахматном порядке черными и белыми квадратами, а пешеходные переходы - только "зеброй" (раньше можно было, экономя краску, на регулируемых переходах делать разметку широкими прерывистыми линиями поперек дороги).

Вот, пожалуй, и все нововведения в главный документ, регулирующий нашу нелегкую водительскую жизнь. Что ж, все вокруг меняется, и Правила дорожного движения должны успевать за переменами. Сожаление вызывает другое: в новой редакции ПДД, несмотря на все поправки, по-прежнему много "белых пятен" (некоторые названы выше). А они - благодатное поле для беспорядка и беззакония. Как со стороны водителей, так и со стороны автоинспекции. Учтем только, что нынешние изменения и дополнения, скорее всего, не последние.

Подпишитесь на «За рулем» в