Профессор дает советы по присадкам к маслам и топливу — журнал За рулем

Добавки к моторным маслам и топливу: лить или не лить?

О плюсах и минусах использования добавок к моторным маслам и топливу рассуждает профессор Александр Шабанов.

01

01

Материал появился на свет благодаря письму читателя: так, мол, и так, у меня классный вcедорожник, но хочу добавить ему цетана. Посоветуйте, что для этого надо залить.

Про цетан и про нормальное топливо мы ему ответили. Но не уверены, что товарищ нас услышал: слишком много на прилавках красивых флакончиков, которые так и хочется залить в какую-нибудь горловину своего автомобиля. Особенно, если что-то в его поведении не устраивает. Но результат порой обманывает ожидания: кто-то получит обещанные рекламой радости, а кто-то — горькое разочарование.

ХИРУРГИЯ И ТЕРАПИЯ

Два основных способа лечения людей и автомобилей — хирургия и терапия: «отрезать — открутить — поменять» или «накапать — налить — помазать». Чтобы оттянуть визит к «хирургу», машину надо с малолетства хорошо и правильно «кормить» и не заставлять надрываться. Это, надеюсь, все знают. Как и то, что сломанную деталь надо не смазывать, а заменять.

А если деталь не сломана, а просто изношена? Тут на глаза попадаются препараты, не совсем правильно называемые в народе присадками к маслу. Обещания на флакончиках заманчивые: мол, если залить чудо-состав, то капиталка подождет. Но выскажем и свое мнение: испытав на стенде десятки подобных составов, мы ни разу не отметили восстановления размера и, главное, формы детали. Посему капиталка, увы, неизбежна.

Впрочем, не все так плохо.

ТОПЛИВНЫЙ БАК

Негодное топливо, в котором много тяжелых фракций, плохо и грязно горит, создает отложения в топливной аппаратуре и на впускных клапанах. Неправильное октановое число становится причиной детонации. Попытки повесить ярлык «Евро-много», убрав серу и не озаботившись восстановлением смазывающей способности, ускоряют износ топливной аппаратуры. Убогие низкотемпературные свойства зимнего топлива зазывают на эвакуатор и в теплый бокс для отогревания...

Все это поддается корректировке присадками. Есть универсальные, улучшающие «всё подряд», есть специализированные, воздействующие лишь на какую-то проблему. На них и остановимся.

лаборатория

лаборатория

ОЧИСТИТЕЛИ ДВИГАТЕЛЯ

Очистители двигателя (или карбюратора, инжектора, камеры сгорания, клапанов) предназначены для удаления загрязнений, мешающих мотору правильно жить. Чаще всего, хоть это и не афишируется, применяются концентрированные моющие присадки — промышленные, используемые для производства товарных топлив.

ПЛЮС Простота применения: залил в бак при очередной заправке — и поехал. Неплохая эффективность в большинстве случаев: через некоторое время сможете ощутить восстановление былой прыти мотора.

МИНУС Опасно применять в сильно загрязненных моторах: вымываемая грязь попадает в топливные фильтры и дозирующие элементы систем питания и забивает их. Поэтому действие препарата может сопровождаться кратковременной потерей мощности, вплоть до нарушений работы двигателя. Да и топливный фильтр, возможно, потребуется менять.

МАСЛО И ТРИБОТЕХНИКА

Современные триботехнические составы (таково правильное название подобных присадок к маслу) способны приносить реальную пользу. Они модифицируют рабочие поверхности узлов трения двигателя, снижая в них интенсивность трения и скорость износа. Если штатный пакет присадок формирует параметры моторного масла, то триботехнический состав изменяет именно свойства поверхностей. Штатный пакет работает постоянно, а триботехнический состав воздействует на поверхности однократно (или дискретно — с повтором через несколько смен масла). Такие препараты не восстанавливают размеров — они подлечивают рабочие поверхности трения, возвращают подвижность поршневым кольцам и повышают их уплотняющую способность.

ПЛЮС Повышение мощности, снижение расхода топлива, увеличение ресурса двигателя.

МИНУС Запрещено использовать в период гарантийного срока и на необкатанном моторе. Живому и резвому мотору прыти добавит, но если мотор, побитый жизнью и российскими ГСМ, при смерти, обработка таким препаратом лишь ускорит кончину: справиться с износом не удастся, а вымытая из мотора грязь может способствовать его заклиниванию. Потому использовать надо вовремя и осторожно, после предварительной диагностики. И не ждите чудес.

АНТИГЕЛИ

Наиболее востребованные составы. Расхожее название объединяет препараты, улучшающие низкотемпературные свойства дизельного топлива.

ПЛЮС Обычно препараты действительно работают. Сделать из летнего дизтоплива зимнее не в силах, но с пуском дизеля после холодной ночи могут помочь.

МИНУС Препарат надо использовать до того, как солярка застыла, а не после. То есть к бутылке с составом требуется достоверный прогноз погоды... Постоянно использовать тоже нельзя, поскольку снижение температуры замерзания топлива практически всегда сопровождается ухудшением его смазывающей способности. За снижение риска не завестись придется расплатиться ускоренным износом топливной аппаратуры.

ЦЕТАН-КОРРЕКТОРЫ

Недостаток цетанового числа в солярке сулит проблемы с пуском, жесткую работу двигателя, рост дымности и расхода топлива. Избыток также приводит к росту дымности и расхода топлива. Потому дизелю нужен некий оптимум. А чтобы его достичь, надо знать, топливо с каким цетановым числом нынче плещется в баке и сколько в нем точно осталось. Но ни на нюх, ни на вкус это число не определишь.

ПЛЮС Как правило, препараты работают! Причина проста: в основе большинства лежат промышленные цетаноповышающие присадки, используемые в производстве товарных топлив.

МИНУС Сложно определить оптимальную дозировку, а потому есть риск напортить. Но — не летально.

,бенз

,бенз

ОКТАН-КОРРЕКТОРЫ

Типичное аварийное средство для тех, кто нарвался на дрянной бензин с низким октановым числом.

ПЛЮС Заявленные 2–3 единицы роста октанового числа эти препараты, как правило, обеспечивают. Этого обычно хватает, чтобы выработать бодягу и больше не возвращаться на злополучную АЗС.

МИНУС В таких препаратах часто присутствуют металлосодержащие антидетонаторы, которые запрещены в производстве товарных бензинов: длительное их использование способно убить свечи, катализаторы, лямбда-зонды. Поэтому частое применение чревато неприятностями.

БОРЖОМИ И ВЫВОДЫ

Общий вывод прост. Если заправлять машину исключительно качественным топливом и очень хорошим маслом, а также вовремя проходить техническое обслуживание, то приобретать снадобья вовсе не обязательно. Однако в наших реалиях именно автохимия может стать тем спасательным кругом, который избавит от серьезных проблем, — но при выполнении двух обязательных условий.

Во-первых, применять ее нужно своевременно. Принцип «поздно пить боржоми» тут более чем актуален. Профилактика предпочтительнее лечения — исключение составляют разве что октан- и цетан-корректоры.

Во-вторых, препараты должны быть эффективными. Здесь совет один: применяйте только известные бренды. Это хотя бы частично гарантирует успех без риска.

Фото: «За рулем»
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (9)

Самые новые