"паркирование" отменяется

"ПАРКИРОВАНИЕ" ОТМЕНЯЕТСЯ

АКТУАЛЬНО

/ПОЛЕ ЧУДЕС

"ПАРКИРОВАНИЕ" ОТМЕНЯЕТСЯ

"ЗА РУЛЕМ" ВЫИГРАЛ В МОСКОВСКОМ ГОРОДСКОМ СУДЕ ДЕЛО О НЕЗАКОННОСТИ ПЛАТНЫХ ПАРКОВОК

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ

НЕТ СВОБОДНЫХ МЕСТ

Многие москвичи хорошо помнят, как в 1997 году на улицах столицы появились "парковщики", а на Тверской еще и заграничные парковочные автоматы. Последние так и не успели поработать - не прижился западный опыт, а вот первые, напротив, - стали процветать. "Зеленые куртки" стремительно занимали улицы, проспекты и бульвары города - вскоре в центре Москвы бесплатных мест для стоянки почти не осталось. Ничего не поделаешь - законом "Об основах налоговой системы" плата за парковку была отнесена к местным налогам. А платить налоги наш долг (это без всяких шуток)!

Только вот сразу обозначилась одна чисто российская проблема: "парковочный налог" отдали на откуп... коммерсантам. Хотя во всем мире деньги за парковку собирает либо дорожная полиция, либо специальная налоговая служба. Чем это обернулось у нас? Депутат Московской городской думы г-жа Осокина провела эксперимент. Ее помощники вышли на улицы столицы и подсчитали, сколько в среднем зарабатывает коммерсант на одном парковочном месте, а затем сравнили - что из этого попадает в бюджет города. Оказалось, немалая часть средств куда-то испаряется...

ДАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ДЕНЕГ...

Как бы то ни было, платные парковки "дожили" до 1 июля 1999 года. Именно в этот день в Москве по решению местной Думы ввели налог с продаж и парковки автоматически стали бесплатными. Потому, что закон "Об основах налоговой системы РФ" разрешает взимать или налог с продаж, или сбор за парковку - что-нибудь одно. И совершенно справедливо: нельзя бесконечно "душить" налогами - должен быть предел.

Однако "зеленые куртки" никуда с улиц Москвы не исчезли. Так и остались стоять! Правда, все хотя бы немного юридически подкованные граждане платить перестали. Но грамотных, как водится, меньшинство - несведущих больше.

И вот ежедневный спектакль: подъезжают к парковке два автомобиля. Один владелец покорно протягивает купюру парковщику, а другой - вежливо (иногда не очень) объясняет, что денег не даст. Это, конечно, уже не похоже на сбор налога, скорее - на добродушное вымогательство или нагловатое попрошайничество. Что, в общем-то, одно и то же.

Идея подать в суд лежала на поверхности. Но мы честно подождали: будет ли реакция со стороны властей? Может, дельцов от парковок осадят "сверху"? Неужели никому нет дела до коммерсантов, незаконно обирающих "неподкованных" граждан?

Реакции мы дождались. 16 ноября 1999 года московское правительство приняло "Положение о муниципальных парковках", где ввела новый вид услуг под доселе неизвестным в русском языке названием "паркирование". Таким корявым словом мэрия попыталась узаконить сбор денег... И мы сели писать иск. Несколько раз разные суды отказывались его рассматривать, но в конце концов Московский городской суд иск все же принял.

Дальше задержек уже не было. За отмену платных парковок вместе с нами выступил прокурор. Дело было выиграно за одно (!) заседание.

Неизвестно, будет ли московское правительство обжаловать решение суда. Надеемся, что - нет, поскольку дело откровенно проигрышное. Чтобы убедиться в этом, достаточно перечислить аргументы защиты столичного кабинета.

Аргумент первый (лирический): платные парковки - практически единственный инструмент организации движения в городе. Не будет платных парковок - движение в Москве замрет.

Признаться, в этом что-то есть. ГИБДД со своими обязанностями не справляется - огромные пробки тому доказательство. Но, позвольте, парковщики и парковки - как раз одна из главных причин! Именно они в маниакальном стремлении к быстрой наживе ввели в столице моду ставить машины под прямым углом к тротуару. До эпохи платных парковок никто и не мыслил о подобном "размахе", все ставили авто скромно, вдоль бордюров. И тесно на дорогах (как сегодня в центре) не было!

Если ГИБДД реально возьмется наказывать тех, кто нарушает правила стоянки и остановки - множество проблем исчезнет само собой. Да, это трудно, куда легче стоять с радаром "за углом". Но, согласитесь, это уже чисто производственные проблемы дорожно-патрульной службы.

Аргумент второй (юридический): плата за парковку уже не является налогом. Московское правительство рассматривает ее как плату за услуги по "паркированию".

А в чем состоят эти "услуги"? Перечислим, что написано в столичном постановлении: размещение транспортного средства на парковке, присмотр и оповещение сотрудников МВД в случае хищения машины. То есть формально, подъехав, скажем, к рынку, я должен отдать парковщику ключи - он сам разместит мою машину, приглядит, а случись что - и постового кликнет. Но поскольку речь идет о юридической стороне, откроем федеральный закон "О защите прав потребителей". Здесь написано: нормативные акты, касающиеся услуг, можно принимать только на федеральном уровне. Иными словами, московское правительство, придумав новую услугу, существенно превысило свои полномочия!

Это если подходить формально. Реально же услуги по названию "паркирование" просто не существует в природе. Мы сами паркуемся - никто за нас автомобили возле бордюра не размещает. А навязать нечто подобное опять же нельзя - запрещено тем самым "потребительским" законом.

Аргумент третий (философский): парковки есть во всем мире - мы не исключение.

Хотите иметь парковки? Мы тоже не против. Журнал "За рулем" - за. Только отмените налог с продаж - нельзя же в самом деле вечно "доить" автолюбителей!

"Пример" Москвы оказался заразительным. В Ростове-на-Дону, где тоже введен налог с продаж, автолюбителей все же заставляют платить за "паркирование". Редакция "За рулем" решила опротестовать постановление мэра города "Об организации работы по оказанию услуг на дневных автостоянках в черте Ростова-на-Дону" и с этой целью направляет туда своего юриста и корреспондента. В ближайших номерах мы сообщим о результатах.

Подпишитесь на «За рулем» в