Педагогика с прицепом
Как вам такая история: "Качусь я как-то под горку, длинный такой приятный спуск. А снизу навстречу мне, как обычно, траурная процессия вползает на подъем. Во главе, конечно, покойничек - "Беларуська" с тележкой. Сзади - толпа скорбящих, голов двадцать-тридцать. Среди них - "Икарус". И вот гляжу - из-за автобуса выскакивает "перчик" на красном "Форде". Жмет, родимый, на всю катушку. Мне интересно: успеет - не успеет. Видимо, не успеет. Сигналит мне фарами и еще газу дает. Ну нет, думаю, сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Ногу придерживаю на педали тормоза, но не давлю. К обочине не жмусь. Жду себе, что будет? Ну и че? Заехал, бедняжка, носом под тележку с навозом! Ну и поделом ему. Учить их надо!"
Вот такой "макаренко" в категории С. Каких на дорогах, к сожалению, немало. Из любимых педагогических приемов: 1. Тащиться по крайней левой полосе и не реагировать на сигналы и подмигивание спешащих легковушек, которые вынуждены идти на нарушение, совершая обгон справа. 2. Врубать дальний свет и слепить через зеркало заднего вида после непонятно чем не понравившегося обгона. 3. Прибавлять газу, если кажется, что марка вашей машины недостойна обойти его величество. 4. Припарковаться в самом узком месте и удалиться на пару часов, захлопнув, как в мышеловке, десяток автомобилей. 5. С шиком промчатся по луже, окатив сияющее, только что вышедшее с мойки авто.
Конечно, никто не станет утверждать, что водители легковушек все с крылышками. Но в силу понятных объективных причин, хулиганство "тяжеловесов" обходится слишком дорого.
Что же заставляет некоторых водителей так себя вести? Один мой знакомый (которому пока всего 9 лет) как-то сказал: "Когда вырасту, буду шофером на "КамАзе". Потому что он похож на кулак, летящий кому-то в поддых!"
Похоже, наши "грузовые хулиганы" так и остались на уровне девятилетнего ребенка. Закомплексованные существа, любыми способами пытающиеся доказать, что они сильные и большие. Настоящие мачо. Эта инфантильная установка приводит еще в силовые структуры, в правоохранительные органы...
Уже давно установлена взаимосвязь между стремлением приобретать все более мощные и большие автомобили и неуверенностью в себе, низкой самооценкой, тщательно скрываемой от других и от самого себя. Психоаналитики называют это "кастрационным комплексом", попытки преодолеть который выливаются в ошибочную жизненную стратегию, толкающую на приобретение внешних атрибутов мужественности и заставляющие их вести себя агрессивно. Вместо работы над собой они накачивают мускулы, носят в кармане нож, надевают форму, собираются в кучки, выбирают профессии, которые позволяют проявлять насилие или власть над людьми, а также пользоваться мощными техническими средствами. Многотонный грузовик, несущийся под сотню, подходит как ничто иное! Он же дает ложное ощущение безнаказанности, недоступности и невидимости. Кто хоть раз сидел в кабине "КамАза" сразу поймет, о чем идет речь.
А теперь представьте себе такого вот усатого толстячка, не выспавшегося, не раз обобранного рэкетирами, подцепившего "французский насморк" от придорожной проститутки, с изжогой от водки и дрянной пищи. Хозяева - гады, жена - стерва, напарник - козел. И тут еще вы что-то там сделали не так... Берегитесь! Может повториться история, описанная Стивеном Кингом, где таинственный грузовик целый день преследовал командировочного мужика с явной целью уничтожить его. Вам такие страсти ни к чему. Конечно, проще всего втопить педаль и оторваться от негодяя. Однако дорожные условия и состояние машины не всегда позволяют это сделать. Если конфликта все же не избежать, попробуйте лишить хулигана его главного оружия - многотонной железяки. Остановитесь и призовите его к разговору на равных. Иногда это возможно. Но не усугубляйте ситуацию встречным хамством. Наоборот, искренне войдите в ситуацию, удивитесь (Ну ты чево, мужик? Может, случилось что?), посочувствуйте и предложите помощь. Может быть, он окажется не таким уж и плохим мужиком. Если нет... что же, обычная потасовка все-таки лучше и безопаснее стального кулака, врезающегося в бок вашей машины.