Как мы еще живы...
Автомобиль может убить быстро, а может медленно - выхлопом. Конечно, из года в год агрегаты становятся все экологичнее, но и количество их тоже увеличивается в геометрической прогрессии, а потому дышать на Земле легче не становится. А все этот несовершенный двигатель внутреннего сгорания! Сколько же от него гадостей.
Само по себе сгорание "производит" только моноксид азота NO, который при охлаждении окисляется до диоксида NO2. В составе же выхлопных газов обычно выделяют NOх. Это, собственно, и есть смесь NO и NO2 в пропорциях примерно 9 к 1. Оксиды азота в окружающей среде вступают в реакцию с несгоревшими углеводородами (тем же этиленом и бутаном), из-за чего в крупных городах и возникает ядовитый смог.
Сами углеводороды (СН) появляются в выхлопных газах по нескольким причинам, но в основном - из-за не до конца сгоревшего топлива. Во-первых, при переходе с фазы выпуска на впуск толика свежей топливовоздушной смеси вылетает в выпускной коллектор. Во-вторых, уже в камере топливо сгорает не полностью - или сам процесс идет слишком медленно, или при позднем зажигании. В-третьих, несгоревшее топливо накапливается в масляной пленке, в промежутках между поршневыми кольцами, поршнем и цилиндром. Ну и, конечно, больше всего CH выбрасывается при слишком богатой смеси и при переходных режимах нагрузки мотора.
Даже в самом совершенном двигателе не удается обеспечить стопроцнтное сгорание топлива. Небольшая его доля всегда выбрасывается в выпускную систему, еще больше увеличивая содержание СН в выхлопных газах. На современных автомобилях токсичные газы "добиваются" каталитическим нейтрализатором, в одной из ступеней которого несгоревшие пары топлива доокисляются. И все равно часть углеводородов вылетает в атмосферу несгоревшей.
Есть еще один очень вредный компонент выхлопных газов - CO - тоже результат неполного сгорания. СО крайне ядовит. Уже при концентрации в 0,01% вызывает головную боль. А 0,1% приводит к летальному исходу. Содержание угарного газа увеличивается, когда кислорода в топливовоздушной смеси недостаточно для превращения CO в CO2, то есть при той же чересчур богатой смеси.
Если заняться глобальными подсчетами, то получится, что автомобиль вносит в нашу атмосферу 1/2 всех оксидов азота, 2/5 углеводородов, 2/3 угарного газа и 1/7 углекислого.
Последний не ядовит, зато из-за его большой концентрации в атмосфере возникает на планете парниковый эффект. Будем считать, что в среднем каждый сожженный килограмм топлива выдает на-гора 3 кило СО2, получается, что каждые 100 километров пробега автомобиль "производит" 20 кило углекислого газа. Прикиньте!
В общем, не зря цивилизованные страны постоянно ужесточают экологические требования к выхлопу автомобилей. У нас же - все как всегда, на авось... Вроде ввели Евро-2, что по идее означает прекращение производства карбюраторных машин. Но опять же - нашим заводам дают поблажки в виде квот на производство морально устаревших систем питания. И ведь это все будет и будет продолжаться - видимо, до полной победы маразма над здравым смыслом. Вспомните пошлины...