Ноу-хау: знаю как

Ноу-хау: знаю как

Два слова о фракциях

Два с лишним года сотрудники Хабаровского научно-технического центра «Экологическая безопасность» Евгений Науменко и Борис Забарский вели разработку пиролизной установки. Изучили все имеющиеся и действующие аналоги. И пришли к открытию принципиально нового процесса - беспрерывного пиролиза с практически безотходным получением двух горючих фракций (жидкой и газообразной), технического углерода и нескольких сопутствующих химических соединений. А самое главное, сделали вывод ученые, что все высвобождающиеся в результате терморазложения элементы могут быть использованы в промышленности. К тому же новая процедура пиролиза еще и почти безвредна экологически.

95-процентный эффект

Поначалу проектировщики изготовили из прочного стекла мини-установку, провели серию лабораторных экспериментов в Институте тектоники и геофизики ДВО РАН.

Выяснилось, что из тонны автомобильной резины получается 438 кг жидкого конденсата, который может использоваться, к примеру, в качестве топлива для бойлерных станций, добавки к мазуту, а также для производства керамзита, строительной мастики и даже морозостойкого асфальта. Хотя при определенных условиях жидкую фракцию вполне возможно превратить в высококачественное дизельное топливо. Но, как считают ученые, «пока не стоит овчинка выделки».

Помимо этого высвобождается 257 кг технического углерода. Его можно использовать в качестве наполнителя для лакокрасочных изделий. А при дальнейшей переработке получается оксид цинка. Вещь дефицитная, для электроники и медицины. 176 куб. м горючего газа, получающегося при разложении тонны технической резины, также вполне пригодны в качестве недорогого топлива. А если резина – с металлическим кордом, то попутно получается еще и 120 кг хорошей стали. Эффективность производственного цикла близка к 90-95 процентам.

Аргументы против «свечного заводика»

Куда только не обращались наши изобретатели после того, как закончили все эксперименты и запатентовали свое открытие! И к московским нефтяникам, и к коллегам-оборонщикам из Комсомольска-на-Амуре, и, конечно, к хабаровским краевым властям. Кстати, последние поначалу и помогли ученым, не только издав постановление о сборе автопокрышек по всему краю, но и заложив в бюджет небольшие средства на проектные работы.

Конечно, у первооткрывателей сразу же нашлись оппоненты, которые принялись утверждать, что собрать покрышки будет невозможно в принципе, ибо нужно создавать целую транспортную организацию, строить склады, нанимать огромное количество

персонала. К тому же, даже если и построят в Хабаровске этот «свечной заводик», то трудно будет реализовать продукты пиролиза: мазут, технический углерод, газ и прочее. Дескать, вещи хоть и нужные, но никто сегодня это на Дальнем Востоке не купит - промышленность полностью встала.

«Прожженная» тема и менеджмент

Разработчиков услышал пока только территориальный департамент Минприроды, да и то - имея в виду лишь экологический аспект изобретения. Действительно, тысячи тонн автопокрышек и другой технической резины, включая авиационную, промышленную, корабельную и прочую, стали настоящим бедствием для дальневосточной природы. Только экология, увы, мало кого всерьез интересует в нашей стране. Тем более бизнесменов, способных выделить средства на новое и, с их точки зрения, пока «сомнительное» дело.

Но, оказывается, Науменко и Забарский поработали еще и в качестве менеджеров: уже несколько крупных предприятий в крае и в стране готовы приобретать у изобретателей их будущую продукцию. А доставкой сырья будут заниматься сами поставщики. Дело в том, что создатели установки намерены в свою очередь покупать «отработанную резину» у дальнобойщиков, военных, шиномонтажных мастерских, автохозяйств…

- Сейчас же, - повторяет вслед за экологами Евгений Науменко, - все это выбрасывается на свалки, закапывается, а в самом «лучшем случае» сжигается.

Замкнутая цепь или «мертвая зона»?

«Экономика» нового проекта тоже просчитана учеными до мелочей. Скажем, для изготовления однокамерной пиролизной установки производительностью 1800 тонн в год необходимо всего лишь 4,8 млн. рублей. А через двенадцать-тринадцать месяцев после промышленного запуска предприятие, по замыслам разработчиков, должно стать рентабельным, через три года – прибыльным. И, не поверите, обслуживать установку способен… один оператор.

Кстати, для последующего увеличения мощности завода уже не потребуется больших капиталовложений. Схема базовой установки спланирована таким образом, что количество дополнительных термокамер может быть бесконечным. Некий круговорот сырья и средств.

Да, получается замкнутая производственно-финансовая цепь. Но только не очень получается пока. На проектные работы в крайминприроды разработчикам ссудили небольшую сумму, а вот на промышленное внедрение, увы, в бюджете «не предусмотрено финансово-инвестиционного механизма».

Забарский и Науменко назвали это «мертвой зоной» их проекта. Или - все та же замкнутая цепь…

Фото автора

P.S.: Когда этот материал готовился к публикации, стало известно, что на двух хабаровских заводах - им. Горького и отопительного оборудования рассмотрели предложения ученых. И чуть ли не одновременно решили строить опытно-промышленные образцы этой установки. А еще, по слухам, краевые чиновники нашли возможность заложить в бюджете «пиролизную» строку. Только наши изобретатели пока помалкивают. Боятся сглазить.

Подпишитесь на «За рулем» в