Знакомьтесь - "Мамай"!
Особенно много их было на Киевском международном автосалоне-2003, где экспонировался его "Мамай". Ответ таков: "Это концепт-кар. Не продается. Вот пойдет в серию - тогда пожалуйста!"
Рудык, по образованию инженер-механик, 20 лет назад возглавил в Киеве клуб самодеятельных автоконструкторов "Автосам". Был он в ту пору, как и все члены клуба, "безлошадным", но вовсе не стремился создать некий суррогат "Жигулей". Его увлекла идея микроавтомобильчика для городской езды - маневренного и недорогого, как мотоцикл с коляской, но более комфортабельного и безопасного. Два места - для водителя и пассажира. Непременно багажник. И максимальная длина 250-260 см.
Так появился "Пульсар" с двигателем "Явы-250". Мотор поворачивался вместе с передним колесом при повороте руля. Это требовало немалых физических усилий, поэтому в следующей, трехколесной модели "Векша" ("Белка") двигатель от мотороллера "Тула" стоял сзади и приводил заднее левое колесо. "Векшу" демонстрировали на украинской Выставке достижений народного хозяйства, а Центральное телевидение представило ее в популярной передаче "Это вы можете". Но Эдуард хорошо знал главный недостаток: из-за недогруженного переднего колеса ухудшилась управляемость.
Далее была "Рута-1", где "тульский" мотор, можно было выкатить из-под машины, стоило лишь отвернуть два болта. А вход в салон был спереди и поражал воображение зевак: дверь поднималась вверх, как капот, а руль при этом, чтобы не мешать входящим, складывался... "Рута-2" позаимствовала двигатель и все основные агрегаты у серийной "Таврии". Даже кузов был сварен из двух "таврических"передков. Эта машинка тешила самолюбие создателя, разгоняясь с места до 100 км/ч за 6-7 секунд. Но пришлось, скрепя сердце, признать, что ни к чему ей такая динамика и мощность, а к тому же мотор почти не оставлял сзади места для багажа.
И вот наконец "Мамай". На раме кузов из стеклопластика. Снаряженная масса с 12-сильным двигателем "Тулы" - 286 кг. (Дизельный вариант показался Рудыку слишком тяжелым, а электромобиль при всей его привлекательности вытеснил бы аккумуляторами багаж). Сейчас Эдуард возлагает основные надежды на четырехтактный одноцилиндровый двигатель с принудительным воздушным охлаждением, выпускаемый запорожским предприятием "Мотор Сич" для минитракторов.
Его рабочий объем 250 куб.см, мощность 8 л.с. Он позволит "Мамаю" развивать скорость до 90 км/ч и разгоняться до 80 км/ч за 12-13 секунд. Средний расход "76-го" бензина составит примерно 3 л/100 км. Снаряженная масса не превысит 300 кг.
- Это трехопорная четырехколесная машина, - рассказывает Рудык.- Колесо спереди, колесо слева сзади и два справа (из которых одно опорное, а другое стоит "за компанию" и служит, по сути, запаской). Привод передний. В серийном варианте будем применять не коробку передач, а ременной вариатор. Так проще и дешевле. И очень многие, особенно прелестные дамы, не хотят нынче иметь дело с переключением передач.
- А как с проходимостью?
- Машина-то для города. Но если даже увязнет где-то на пляже, несколько мужиков играючи переставят ее с места на место...
"Мамай" (названный так не в честь правителя Золотой Орды, а в честь легендарного украинского казака) пока не выезжал за пределы Киевской области: гаишники не могут понять, "шо це воно такэ", но иметь хотели бы... Рудык, разумеется, считает его автомобилем, но лукаво именует "мотокаром" - в расчете на то, что при сертификации требования будут не столь строги. С тем же прицелом использует не баранку, а мотоциклетный руль. Для начала он хочет выпускать 1000 "Мамаев" в год на заводе газовой аппаратуры под Киевом. Собирается предложить этот проект и Ковровскому мотозаводу - от "щирого серця", как говорят украинцы.
Фото автора