Непаханое поле раритетов
Город циников, прагматиков и отнюдь не романтиков
В арсенале Сергея Левочкина находятся грузовые автомобили и автобусы 60–70-х годов. Ко многим из них не сохранилось никаких документов, потому что покупал их Сергей с единомышленниками зачастую как металлолом и восстанавливал своими силами. Все эти раритеты, многие из которых ждут реставрации, располагаются под открытым небом на окраине Ярославля.
«Мы не лезем в глубокую старину. Уникальность техники 60–70-х в том, что она редка, а век ее недолог». Судите сами: сейчас в Ярославле можно найти несколько «эмок», несколько 67-х ГАЗов. А вот грузовых машин 60-х годов немного. ГАЗ-51 в городе наберется с десяток. ЗиЛ-164 – всего две, а вот МАЗ-200 для ярославцев уже ушел в небытие. Но коллекционеры не теряют надежды отыскать редкую модель где-нибудь на деревенских задворках.
Уникальное собрание автотехники могло бы стать городской гордостью. При минимальной поддержке «соответствующих инстанций» коллекцию можно было бы не только сохранить, но и выгодно использовать. Например, устроить постоянно действующую выставку. Наиболее редкие и интересные модели могли бы послужить, например, для экскурсионного маршрута по городу – небольшие габариты древних автобусов позволяют легко проходить по узким улочкам центра Ярославля.
Но пока хозяин коллекции не смог найти поддержку у местных властей: «Ярославль – город циников, прагматиков и отнюдь не романтиков. Если бы деньги, на которые отремонтированы шикарные офисы в бюрократических инстанциях, по которым я хожу с просьбами о поддержке, направить на благое дело, наверняка хватило бы не на один автомобильный музей».
Ржавые уникумы
Рассказать в одной статье обо всех имеющихся у Сергея экспонатах сложно. Вот полугрузовой автобус ГАЗ-651, имеющий деревянный каркас и металлическую обивку, 1957 года выпуска. Он до сих пор на ходу.
Автобусы ГАЗ-53 делали в очень ограниченном количестве. Надежностью они не отличались, их списывали и выбрасывали в первую очередь. Поэтому сегодня на «сергеевом поле» стоит единственная в городе модель, вернее, то, что от нее осталось. Но отреставрировать его, по словам хозяина, не составит труда – обычные газовские детали не проблема.
Внедорожник Луцкого завода ЗАЗ-969 1973 года выпуска, второй серии, полноприводный (первая серия, с буквой «В», шла с ведущим передним мостом), на основе запорожских агрегатов с 30-сильным двигателем МеМЗ-966 тоже сейчас на ходу.
Седельный тягач ЗиЛ-157КВ. Те 157-е модели, которые сохранились сегодня, обычно имеют кузов или фургон и используются как обычный транспорт. Назначение этого экземпляра определить трудно, поскольку приобрели его без документов. Коллекционер предполагает, что его использовали для перевозки военного оборудования. Рядом его собрат, редкость из редкостей, – седельный тягач «Колхида» кутаисского производства. Таких, говорят, в Ярославле осталось только два.
Самым неожиданным, пожалуй, было встретить советский тонар - тот, что стоял на школьных дворах для сбора макулатуры. Сегодня он далекая история.
Имеется и вывезенная из пошехонских лесов отслужившая свое самодельная дрезина, и самодельный трехколесный вездеход на зиловских камерах, привезенный из лесничества, и много-много еще всякого, имеющего лишь каркас да часть внутренностей, а то и требующего полного восстановления. Работать же над экспонатами будущей гордости ярославского музейного дела приходится только в теплое время.
Кто помогает энтузиастам?
Единственная организация, которая на сегодняшний день поддерживает коллекционеров, – областной Совет Всероссийского общества автомобилистов. Изредка проявляют интерес и другие организации, но пока только на уровне разговоров.
Помогают в поиске раритетных проржавевших моделей и деталей беспризорники. С этой категорией у Сергея особые отношения. Была у него даже мечта создать «Детскую деревню» для таких мальчишек. Но без поддержки властей и спонсоров затея, не успев осуществиться, рухнула.
Может быть, в новом году мечта о полноправном музее крупной автотехники в Ярославле наконец-то сбудется?