Внимание, Цунами!

Внимание, Цунами!

Семидесятые годы двадцатого века можно с уверенностью назвать эпохой расцвета любительского автомобилестроения в СССР. В это время по страницам советской прессы прокатилась волна технических публикаций, освещающих тему создания машины своими руками. В ее водоворот оказался втянут и Игорь Якубовский, который загорелся идеей постройки автомобиля в 1974 году.

К слову, и сегодня, за десять с лишним лет строительства капитализма, российский автопром не сподобился создать автомобиль, способный заполнить нишу Toyota Supra, Celica, Honda Prelude и иже с ними. Что же говорить о том эффекте, который «Цунами» производил своим появлением на приморских дорогах в эпоху диалектического материализма!

Любопытные граждане, заглянув в салон, первым делом смотрели на оцифровку спидометра. Завидев цифру 260 в правом нижнем углу шкалы, ошеломленно переглядывались и с неподдельным интересом приставали с вопросами к владельцу машины. Игорю нравился эффект, который производила москвичовская панель приборов с пририсованной на спидометре двоечкой. Жигулевский мотор, конечно, не мог разогнать «Цунами» до скорости Lamborghini, но ведь часто главное не победа, а участие, не правда ли?

Машина строилась в гараже на Седанке. Корпус был целиком выклеен из стеклопластика. Для этого сначала всю машину вылепили в натуральную величину из глины – ее брали тут же, неподалеку. Потом по глиняной модели сделали гипсовую заготовку, которая и послужила основой для создания матрицы. С нее впоследствии выклеивался стеклопластиковый кузов.

На его изготовление ушло более 40 килограммов эпоксидной смолы, которая в те времена была дефицитом, как, впрочем, и большинство других материалов, применявшихся при строительстве. Буквально все приходилось доставать. И сегодня Игорь с улыбкой вспоминает, как эти самые полцентнера смолы ему пришлось в одиночку на перекладных везти аж из Находки.

Кузов «Цунами» был несущим. Его прочность позволяла, по рассказам очевидцев, без ущерба протаранить однорядную кирпичную стенку. На крыше автомобиля запросто можно было устраивать танцы, хотя этим, естественно, никто не занимался. При длине машины 390 см и ширине 155 см она была рассчитана на двоих человек. Двигатель помещался сзади, а радиатор охлаждался через могучие воздухозаборники. По словам автора, за все время эксплуатации двигатель ни разу не перегревался.

Для ходовой части использовались узлы и детали ЗАЗ-968 с внесением некоторых изменений в конструкцию. В частности, переделке подвергся способ крепления переднего стабилизатора, позволивший водителю более уверенно чувствовать себя на дороге. Задняя подвеска – независимая.

Ветровое и заднее стекла также использовались запорожские, а боковые были самодельными, из плексигласа и триплекса. Сиденья обтянули кожей, благо она имелась в свободной продаже и стоила, по современным меркам, недорого.

Для того чтобы зарегистрировать машину, Игорю пришлось собирать чеки и копии чеков на все составляющие части автомобиля. Сертификация в сегодняшнем понимании тогда отсутствовала, и трудно сказать, удалось бы зарегистрировать подобный автомобиль в наши дни.

На создание машины в перерывах между рейсами у моряка Якубовского ушло почти четыре года. В 1978 году «Цунами» вышел на улицы Владивостока и проездил по ним почти шесть лет. На основе сохранившихся матриц друзья конструктора построили и зарегистрировали еще один похожий автомобиль, другой остался недоделанным.

«Цунами» же после шестилетнего пробега оказался частично разобранным. Двигатель и ходовая остались во Владивостоке, а кузов попал в Зарубино, где его следы и потерялись. Что с ним сегодня, никто не знает.

А Игорь Анатольевич увлекся другим делом: теперь он строит модели-копии парусных судов...

Подпишитесь на «За рулем» в