Древомобиль
Творческие личности уже вторую сотню лет испытывают на автомобилях силу своего художественного мышления. У нас такого рода изыскания только-только дают ростки, но интерес к зарубежной практике колоссальный. С произведением одного из ярких представителей творцов-индивидуалистов Запада Роджера Котторна нас познакомил российский Jockey Club Classic. Этот уникум – Bermuda Special Roadster – отныне является визитной карточкой клуба и, как с нажимом произнес гендиректор российского JCC Игорь Ларин, «не про-да-ет-ся!!!». Его можно понять.
...Роджер Котторн много лет служил пилотом Королевских ВВС Великобритании, чередуя полеты с работой в автомобильным дизайне. Уйдя в отставку, он переехал в США, в Майами, и стал заниматься автодизайном профессионально. Через двадцать лет экспериментов пришел к тому, что стал строить необычные автомобили – с кузовами из дерева. Первый имел форму лодки и почти сразу был выкуплен богатым соотечественником. Bermuda – второй, и его художник решил построить только для себя. Работал с 1996 по 1999 год. Вообще, по подсчетам самого Котторна, на создание ушло 4,5 тысячи часов.
За основу был взят «Триумф» GT 6 1966 года выпуска. Двигатель 2,4 л (120 л.с.), два карбюратора, 4-ступенчатая КП. Машину сэр Роджер разобрал до рамы, перебрал и довел до идеального состояния мотор, ходовую и все, что должно было пойти в дело. Теперь движок работает как отлаженный дорогой хронограф. Кстати, в моторном отсеке многие детали и узлы отхромированы: открыв боковину капота, каждый ахнет и скажет: «Красота!»
Сначала появился каркас из шпангоутов, он обшивался досками, и весь деревянный кузов проклепывался медными заклепками. Потом – филигранная работа по чистовой обработке кузова и многослойное покрытие специальным водостойким лаком.
Крылья Special Roadster тоже деревянные, просто они покрашены: Котторн изначально решил сделать двухцветный кузов. Об отделке кокпита можно и не говорить особо: к дереву прибавились хром и кожа. Все в духе и стиле 30-х годов и с комплектующими от лучших производителей.
После выезда в люди Bermuda собрал на выставках более 50 призов – и в Старом, и в Новом свете. Роджер с трудом успевал переезжать с одного шоу на другое. Устроители перехватывали машину, еле дождавшись очереди. Еще бы! Такого шоу-стоппера, пожалуй, больше и не найти. На одном из международных шоу Bermuda попалась на глаза руководству российского JCC. И, как многим другим, «жокеям» захотелось купить эту машину. Два года уговаривали и, видимо, напоследок сделали такое предложение, от которого дизайнер не смог отказаться.
С лета 2004 года Bermuda Special Roadster наравне с лучшими «скакунами» клуба занял место в конюш... гараже. Классические и экзотические автомобили – одно из направлений деятельности JCC, хотя лошади там на первых статьях – и берут призы на всех ведущих соревнованиях мира.
Игорь Ларин с удовольствием разъяснил нам, зачем жокей-клуб коллекционирует автораритеты и призывает к этому других соотечественников. Первое: «Хватит вывозить из страны культурные ценности, надо ввозить». Второе: членам клуба нравится красивая жизнь. И главная цель: прирастать эстетикой. От себя добавим – и рекламой.
А к Bermuda и вправду интерес просто ажиотажный: слава богу, что мы приехали утром в выходной день, иначе любопытствующие просто затерли бы на дороге. Стоило больших усилий во время съемки убирать из кадра массу машин и людей...
Поездка на уникуме показала – место ему скорее в антураже арт-деко большого загородного дома, из которого по выходным совершаются променады по столичным бульварам. Можно разогнаться и до 140 км/ч, что вполне достаточно, чтобы догнать ускользающую из рук удачу или не опоздать в оперу.