ЗаПЛАТки

ЗаПЛАТки

Государство, кстати, тоже задумалось. Собрало специальное заседание правительства. Главным героем был министр транспорта Игорь Левитин – он раскрыл остальным министрам глаза.

Бяда наипервейшая

Чтобы экономика нашей страны росла быстрыми темпами, нужно, чтобы транспортная отрасль развивалась быстрее остальных. Во всем мире средний уровень расходов на ее развитие составляет около 4% ВВП. Примерно столько же заложили в федеральной программе «Модернизация транспортной системы России». Но мы же не Европа – чтоб поднять НАШИ дороги, надо как минимум раза в полтора больше!

Левитин намекнул на послевоенную Европу, где «мотором структурных преобразований в экономике стали инвестиции в развитие автодорожной инфраструктуры». В Финляндии в отдельные годы финансирование дорожной сети достигало аж 40% от всех бюджетных расходов.

В общем, министр предлагает немедленно вкладываться в «строительство скоростных автомагистралей в европейской части и завершение формирования опорной сети автодорог на востоке страны». Понять его можно, только как финансы-то наши скудные, потянут ли? Вряд ли. Нужно привлекать внебюджетные средства.

Затраты на постройку дороги в нормальных странах окупаются достаточно быстро. Ведь дорога увеличивает стоимость и земель, и строений вокруг, создает выгодные условия для бизнеса. Понятное дело, на пустыре не очень-то подзаработаешь. У нас же все шиворот-навыворот. Занимаются строительством дороги одни, а ее благами пользуются другие. Все почему? У нас даже нет такого понятия, как придорожная полоса: земли около дорог ничем не отличаются от остальных – делай с ними что хочешь. Но тот, «кто хочет», не имеет права. А надо, чтобы дорожному инвестору капали проценты с аренды придорожной земли. Земельный кодекс обновлять надо. Тогда дело пойдет.

Будем учиться…

Мировой опыт показывает чудесные примеры супервложений в дорожную сеть. Оживает вся страна, а деньги, увеличившиеся на порядок, возвращаются в бюджет в виде налогов.

Министр вспомнил Китай. Восемь лет назад там приняли программу по строительству магистральной системы скоростных дорог. По плану к 2020 году «вымостят» 70 тысяч километров, соединив все города с населением более 200 тысяч человек. Мало этого, проведут еще 130 тысяч километров дорог местного значения! Китайцы воодушевились. Они вообще люди странные: сказали им, они и давай стену… то есть дорогу возводить. И к концу 2002 года навозводили 25 тысяч километров. Заметим, государство при этом почему-то не ставило палки в колеса. Там предприятие с долей иностранного капитала свыше 25% в первые пять лет работы вообще не платит налогов на прибыль, а затем, когда бизнес пойдет поуверенней (еще пять лет), налог будет всего 7,5%. Так у кого это самый низкий налог на доходы?..

Сколько вешать в километрах?

Эту песню мы слышим уже давно. Мол, будут у нас тоже платные дороги, как и во всем цивилизованном мире. И вот опять двадцать пять: государство снова решило, что пора бы эксперимент начинать.

Перво-наперво правительство нацелилось на создание новой скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург – Хельсинки. Эта трасса (до Питера) станет короче существующей – всего 650 километров, и к тому же многополосная. Из Москвы дорога будет уходить с десятью полосами, по Московской и Ленинградской области у нее будет восемь полос, а на остальных участках – шесть.

Интересно, а сколько все это будет стоить? Государство пока думает. Но, по слухам, километр обойдется в 1–1,5 рубля. Так что смотаться на уик-энд из столицы в столицу по хорошей дороге обойдется от 1300 до 2000 рублей. Больше вряд ли. Народ не потянет.

Но, чтобы вся эта каша заварилась, требуется специальное постановление правительства, ведь под дорогу нужно зарезервировать земли. Мало того, платные дороги у нас вообще дело новое, даже закона такого нет – правовое поле почти пустынно. Минтранс уже бумаги подготовил, но их еще будут обсуждать. Принимать в трех чтениях Думой, затем через Совет Федерации – на стол президента.

А идеи у министерства ошеломляющие: все проекты будут разрабатываться только ведущими мировыми и консалтинговыми компаниями. Обойдется в 5 миллиардов, между прочим. Неужели мы сами не можем грамотно разработать и просчитать проекты магистралей? Странно как-то. А может быть, в этом и смысл…

P.S.

Подпишитесь на «За рулем» в