Крестный ход

Крестный ход

Что имеем…

Автопарк московских подстанций скорой помощи состоит в основном из отечественных «Газелей»-2705 и Mercedes Sprinter. Первые отличается от вторых только тем, чем и отличаются «Газели» от Mercedes, то есть качеством и надежностью. В то время как в ожидании врачей водитель иномарки сидит в кабине и слушает музыку, его коллега-газелист возится под капотом.

В оснащении отличий практически нет. Все отечественное. На линейных авто в салоне кроме носилок-лежанки есть кресло для врача (с недавнего времени с ремнями безопасности), кран с водой (в углу размещается 50-литровый бак), куча электрических розеток для вспомогательных медицинских аппаратов, приспособления для подвешивания капельниц и дополнительная печка, работающая на бензине, которая будет согревать салон даже в случае непредвиденной поломки. Обязательно вмонтирована рация, только вот качество приема оставляет желать лучшего. Но это сейчас небольшая проблема, учитывая существование сотовой связи. Вот лет двадцать назад… Из-за большого количества дополнительного оборудования штатную электросистему пришлось дополнить двумя аккумуляторами (приспособлены под полом). Еще дополнена иллюминация: помимо синих проблесковых маячков есть дополнительные фонари - к примеру для того, чтобы осветить номер дома.

Лечи – не лечи

Одного взгляда достаточно, чтобы понять, что большинство «скорых» - это колымаги, немало повидавшие на своем веку. На некоторых одометр уже на четвертом, а то и на пятом круге. Хотя срок службы отмерен: 6 лет до списания газовским машинам, «мерcам» - 10 лет. За это время у каждой машины двигатель перебирают не один раз. У наших – и перебирают, и меняют, и что только не делают…

Единственное преимущество российских машин, которое смогли назвать водители, так это большую плавность хода, Mercedes - «настоящая табуретка». Приходится очень стараться, чтоб не растрясти больного.

ТО «Скорые» проходят на специальной сервисной станции, - запчастями их худо-бедно обеспечивают. На сервис - каждые 15 тысяч км (для некоторых иномарок – реже, до 30 тысяч), а техосмотр, как и на всех других авто, раз в год.

Ясно, что водители не жалуют свои полуторки – больно уж проблемная машина. О том, что ломучая – и говорить нечего. А еще слишком большая – в тесных дворах очень трудно маневрировать (зимой вообще не развернешься), двигатель ЗМЗ-402 (406-х пока мало) слабый, зато прожорливый - 17-20 литров, а в день такая машина проезжает от 200 до 600 километров. Летом мотор вечно кипит, зимой – не запустишь… Чтобы заменить колесо, нужно лезть под машину, иначе домкрат нормально не поставишь. В общем, бедолаги полагают, что им больше подошли бы «Соболи» и «Баргузины».

За деньги можно все

Кроме обычной бесплатной государственной «неотложки» в Москве есть еще и платная, коммерческая. Вызов стоит от 1000 рублей (владельцам полисов добровольного медстрахования услуга бесплатная). Есть ли смысл? Есть. Во-первых, из-за меньшей загруженности коммерческая скорая приезжает быстрее; во-вторых, она может отвезти в более приличную больницу; в-третьих, выполняет заказы на перевозку больного из одного госпиталя в другой. И, наконец, само средство передвижения - соответствует. Тут ездят на иномарках. VW Caravelle, Ford Transit, Fiat Ducato и проч. Никакой допотопной рации, все по-современному – сотовый телефон, в салоне кроме печки стоит кондиционер.

Больных это, конечно, волнует мало, но вместо непрактичного и прожорливого бензинового мотора в иномарку ставят «ресурсные» дизели. Зимой – никаких отказов: режим работы автомобиля таков, что мотор даже не успевает остыть.

С тесными московскими дворами опять проблема: некоторые из «платных» вообще настоящие автобусы. Наверное, такие машины ездят в основном в современные престижные жилые комплексы, где обеспечен нормальный подъезд.

У «медкоммерсантов» есть еще одно серьезное преимущество перед муниципалами. Если, например, авария случилась в области, то московская «Скорая» скорее всего не поедет за МКАД, а областная не повезет пострадавшего москвича в городскую больницу – его доставят в областную, где и сервис хуже, да и ситуация с медикаментами не такая благополучная, как в Москве. А коммерческая «неотложка» поедет хоть на край области и отвезет больного в любую столичную больницу.

В советские времена водителей для карет скорой помощи отбирали стого. Не ниже второго класса, со стажем не менее десяти лет. Сейчас ситуация иная. Берут любых, имеющих водительское удостоверение. Работают почти все на полторы ставки за 8-10 тысяч рублей. Впрочем, медперсонал получает еще меньше. Парадокс…

Подпишитесь на «За рулем» в