Хранители

Хранители

Еще лет семь назад в северной столице мордобой на месте аварии был частым явлением. И потребовалась служба быстрого реагирования для защиты попавших в ДТП водителей. Нехилые ребята срочно выезжали по звонку клиента, чтобы пресечь «наезды» и «прессинг».

Ее создатель Юрий Легин, бывший военнослужащий и спортсмен-многоборец, быстро понял: физическая защита – не главное. В состоянии шока людям нужна психологическая поддержка. Не менее важен для них правовой совет, что и как писать в милицейском протоколе, а ныне, в эпоху ОСАГО, – еще и в «Извещении о ДТП» (без него невозможна страховая выплата).

Аваркомы (звучит по-советски, но слово уже разошлось…) ЛАТа добираются до цели за 15–25 минут – обычно раньше ГИБДД, а то и «скорой». Помогает непрестижный, но маневренный «конек-горбунок» – «Ока» со спецраскраской.

У каждой машины в багажнике целый арсенал: конусы для ограждения места аварии, профессиональная медицинская аптечка, измерительные принадлежности, мощный фонарь для ночной работы, цифровой фотоаппарат (комиссарские снимки с места ДТП нужны страховщикам, но часто бывают полезны и группам разбора ГИБДД).

В Петербурге многие страховые компании выдают полисы ОСАГО и каско вместе с подарком – правом бесплатно вызывать аварийного комиссара. Эта щедрость хорошо просчитана: аваркомы экономят страховщикам большие деньги.

Аналитики фирмы ЛАТ показали мне пачку аваркомовских рапортов о сомнительных ДТП. Типичный случай: водитель Mercedes заявил, что его столкнула бампером в кювет «девятка». Хозяин «девятки» имеет полис ОСАГО, так что страховщик, по идее, должен возместить владельцу Mercedes ущерб. Приезжает аварийный комиссар, фотографирует повреждения обеих машин, а они друг другу не соответствуют! Судя по всему, «мерс» разбился раньше о какой-то столб. Налицо явный сговор. Но аварком пишет свой вывод осторожно: «Предположительно, повреждения обоих автомобилей образовались в другое время и в другом месте»... Его деликатность юридически обоснована. «Комиссар имеет квалификацию дознавателя, но не заменяет его, – поясняет Легин. – Мы просто обращаем внимание страховщика на нестыковки, а уж какое принять решение – его дело».

По оценкам экспертов, каждое десятое заявление о страховом случае – мошенничество. Страховщикам очень трудно с этим бороться: они ведь не выезжают на ДТП, а работают с бумагами... Не поможет и инспектор ГИБДД, он лишь фиксирует повреждения, а размышлять не его задача. И если документы составлены гладко, мошенники обычно получают страховую сумму. По сути, за наш счет: ведь страховщик включает эти свои потери в страховые тарифы… Жуликам страшны лишь аварийные комиссары. Боятся их и «мастера подстав», привыкшие иметь дело со слабонервными лохами.

В общем, сегодня службы аварийных комиссаров растут как грибы. В Питере ЛАТ уже не единственный в этом деле: некоторые крупные страховые компании (например, «Русский мир») образовали собственные службы. Создан Всероссийский союз во главе с Юрием Легиным, объединяющий аваркомов из 30 городов – от Мурманска до Владивостока. Он предлагает избавить ГИБДД от выездов на мелкие ДТП – с этим гораздо оперативнее справятся аварийные комиссары. Справятся-то справятся, но… у них до сих пор нет правового статуса. С точки зрения закона их службы что-то вроде бюро добрых услуг.

Нашим законодателям неплохо бы исправить эту нелепость. Они ведь тоже порой попадают в аварии. Но молчат. Видимо, им самим аварком не нужен: депутатский мандат защищает у нас не хуже…

Фото автора

Подпишитесь на «За рулем» в