Классики и современники
- В начале прошлого года собралась инициативная группа, а в его конце комитет был утвержден советом РАФ. Мы не ставим целей как-то связывать руки организаторам мероприятий, наша задача – свести их в единый календарь. Нужна и нормативная база, и помощь организаторам. Поскольку дело касается дорожного движения, надо соблюдать безопасность – и участников, и зрителей. Человек, впервые взявшийся за организацию, может не учесть ряд моментов, которые отработаны за много лет обычных автосоревнований. У нас этот опыт есть.
Разумеется, мы хотим установить официальные международные контакты, поскольку РАФ – представитель международной автомобильной федерации (FIA) в России. Кстати говоря, существует и международная федерация старинных автомобилей (FIVA), которая связана с FIA договором о дружбе и занимается неспортивными мероприятиями: слетами, съездами, парадами, пробегами. В наших планах налаживание связей с нею.
В странах Европы пока нет единого порядка работы с классическими автомобилями, но опыт огромный. Машинам выдают специальные номера, документы, которые, скажем, не позволяют ездить каждый день, но разрешают участвовать в мероприятиях, в том числе и за границей. Все лучшее из их опыта нужно выбрать и применить у себя.
Другой вопрос, требующий решения, – перемещение автомобилей через границу. Сейчас коллекционные машины приравнены к старым автомобилям (старше 10 лет) с соответствующими пошлинами. Двигатель у «классика» обычно большой, – 3,5 и более литров, так что пошлина иногда существенно превышает цену самого автомобиля. Но нельзя забывать о том, что это не разъездное авто, а культурная и коллекционная ценность. Пора вырабатывать соответствующий подход...
– Насколько вообще популярны в нашей стране старинные автомобили?
– В Советском Союзе было немного любителей и коллекционеров автостарины. Причина в общей неразвитости автомобилизма. Машину покупали раз и на всю жизнь и всеми способами поддерживали в рабочем состоянии, в том числе и устанавливая нестандартные агрегаты. Старые машины в очень плохом состоянии сейчас встречаются в основном в сельской местности. Самые же интересные, коллекционные экземпляры ушли за рубеж в годы перестройки. Теперь постепенно обстановка меняется – мировая мода на «классики» пришла и к нам. Хобби это очень престижное, на Западе им увлечены состоятельные люди, и наши сограждане определенной категории решили приобщиться... При этом разыскать коллекционные авто у нас чрезвычайно трудно, да и реставрация стоит немыслимо дорого. Поэтому ретромашины стали ввозить из-за границы.
– А эти автомобили можно увидеть?
– Покупка такой машины – только начало. Многие владельцы редких автомобилей хотят выехать, показать их своим друзьям, публике. Кроме прочего, езда на «классике» вызывает ни с чем не сравнимые ощущения. Так что теперь и в России проводят пробеги и ралли классических автомобилей. Не так масштабно, как на Западе, но все же… Прежде всего это связано с появлением «экспонатов» высокого качества.
– Когда началась эта деятельность?
– Первая попытка провести ралли старинных автомобилей предпринята в 1997 году, в 2003-м начались регулярные мероприятия с иностранными автомобилями. Первым соревнованием высокого уровня стал Chopard Classic Weekend. В центре Москвы тогда собрался десяток «классиков»: Cadillac, Chevrolet, Rolls-Royce. Они сделали кружок всего в 10–15 километров, но событие состоялось!
– Каковы ваши ближайшие планы?
– В прошлом году у нас провели около десяти заметных ралли и пробегов, на 2005-й запланировано еще больше, в том числе международные: по городам центральной России, несколько пробегов типа Москва – Санкт-Петербург или по Серебряному кольцу.
Пять ралли объединены в первенство России, так что в конце года будет объявлен его победитель. Среди них: «Открытие сезона», подмосковный этап «Золотых куполов» (общая протяженность трассы – 1,5 тысячи километров, сроки – с 7 по 10 июля), ралли «На приз Русской гильдии антикваров», «Золотая осень» и «Закрытие сезона». Это будет первый шаг к Кубку и чемпионату России по «классике»!
Из экзотических мероприятий – ночная гонка, проведенная владельцами нескольких московских ресторанов. Еще хотят организовать ралли и пробеги классических автомобилей Daimler-Chrysler (автомобили Mercedes-Benz), Русский клуб владельцев Jaguar. Обязательно будут ставшие уже традиционными Chopard Classic Weekend, фестивали «Ретростиль» и «Автоэкзотика».
– Владимир Алексеевич, что вдохновляет лично вас на эту деятельность?
– К сожалению, сейчас нашу историю мало кто ценит и понимает, а «автоклассики» – это часть истории инженерной, технической культуры, человеческой мысли. Сейчас стоит задача хотя бы сохранить то, что осталось. Я призываю всех – не надо ставить старые машины на новые мосты, вживлять новые двигатели. Пусть сохранятся как есть, иначе через 10–20 лет молодежь даже представить себе не сможет, на чем ездили деды. Интересно, что на «классиках» есть такие старые, хорошо забытые технические решения, которые всплывают и в современных конструкциях.
Кроме всего прочего, старинные машины просто красивы.